Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Концертный хор Санкт-Петербурга

Концертный хор Санкт-Петербурга прежде носил имя Камерный хор Смольного собора.

 

Коллектив был назван по месту своего рождения.

 

В 1990 году известный всему миру архитектурный шедевр Франческо Бартоломео Растрелли – Смольный собор обрел статус концертно-выставочного зала. В 1991 был образован Камерный хор. Вначале коллективом руководил Станислав Легков, в дальнейшем главными дирижерами были Андрей Петренко и Эдуард Кротман. В 2004 году Смольный собор присоединился к Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор», в состав которого, кроме Исаакиевского собора, уже входили Спас на крови и Сампсониевский собор.
В 2004 году художественным руководителем хора стал заслуженный артист России Владимир Беглецов. И очень скоро Камерный хор Смольного собора стал неотъемлемой частью музыкального ландшафта Санкт-Петербурга наряду с коллективами старейших городских символов – Мариинского театра, Филармонии и Капеллы.

 

В 2016 году хору исполнилось 25 лет. И по иронии судьбы именно этот год ознаменовался утратой основной площадки и первоначального имени. 1 января 2016 года Смольный собор был передан Русской православной церкви.

 

Под руководством Владимира Беглецова хор завоевал неоспоримую репутацию как образец высокого стиля, в котором укорененность в национальной традиции сочетается не только с отзывчивостью к современным тенденциям в искусстве, но и со способностью влиять на эти тенденции и формировать их.

 

Филигранное мастерство – неоспоримое преимущество, без которого не родился бы незабываемый тембр Хора Смольного собора. Но уникальность не в этом. Владимир Беглецов умеет слышать время. Как прошлое, настоящее и будущее. Как вечность и как неуловимое мгновение. Как длительность ноты, произведения, репетиции, концерта… Дирижер слышит голос автора, улавливает над-текстовый смысл послания и не боится ответить на него. Поэтому так современно и своевременно, с почтением к прежней стилистике, но без заискивания перед ней звучат в исполнении хора пассионы, мессы, реквиемы Шютца, Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Форе, Верди…, литургические песнопения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, концерты Бортнянского и хоровые опусы Танеева. Поэтому так естественно уживаются в программах Беглецова Перголези и Бернстайн, Шнитке и Свиридов, а обнаженная трагедийность и гротеск сущего, явленные в «Перезвонах», приводят в смятение тех, кто привык воспринимать гениальную партитуру Гаврилина как умилительно-тоскливую картину несуществующей страны. Композиторы-современники (Десятников, Екимов, Кнайфель, Королев, Нестерова, Пендерецкий, Сойников…) доверяют Владимиру Беглецову и его коллективу премьеры своих сочинений. Публика – в восторге от цикла хоровых сюит, где баллады Высоцкого, народные песни бывшего СССР, легендарные рок-композиции и лучшие эстрадные хиты в обработке Дарьи Малыгиной образуют неожиданно органичные и эмоционально напряженные звуковые сюжеты.
В огромном репертуарном списке хора привлекают внимание названия опер. «Алеко» Рахманинова, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Пиковая дама» Чайковского – начало бесконечной стези, важной для понимания универсального дарования Беглецова, выдающегося хормейстера и симфонического дирижера, умного драматурга и педагога: почти все солисты, занятые в его оперных проектах пели или продолжают петь в Хоре Смольного собора.

 

Хор регулярно выступает в залах Филармонии, Капеллы, Мариинского театра, гастролирует в Москве и многих городах России и Европы, принимает участие во Всероссийских хоровых ассамблеях, фестивалях «Площадь Искусств», «Звезды белых ночей», «Музыкальная коллекция», в Пасхальном фестивале и других форумах. Родной территорией коллектива являются Исаакиевский собор и Спас на крови, а также базилика св. Екатерины и лютеранская церковь св. Петра (Петрикирхе).

 

25 лет Концертному хору Санкт-Петербурга

 

Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова – одна из «визитных карточек» Северной столицы и ее всемирно известного символа – Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

 

В 2016 году хору исполнилось 25 лет. И по иронии судьбы именно этот год ознаменовался утратой основной площадки и первоначального имени. 1 января 2016 года Смольный собор был передан Русской православной церкви.

 

Хор был назван по месту своего рождения. В 1990 году известный всему миру архитектурный шедевр Франческо Бартоломео Растрелли – Смольный собор, в жизнеописании которого немало волнующих воображение страниц, обрел статус концертно-выставочного зала (в предыдущие два десятилетия здесь располагался филиал Музея истории Ленинграда).

 

В 1991 образовался Камерный хор. Вначале коллективом руководил профессор санкт-Петербургской консерватории Станислав Легков, в дальнейшем главными дирижерами были Андрей Петренко (ныне главный дирижер Хора Мариинского театра) и Эдуард Кротман. В 2004 году Смольный собор присоединился к Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор», в состав которого уже входили Спас на крови и Сампсониевский собор. В 2004 году художественное руководство хора взял на себя заслуженный артист России Владимир Беглецов. И очень скоро Камерный хор Смольного собора стал неотъемлемой частью музыкального ландшафта Санкт-Петербурга наряду с коллективами Мариинского театра, Филармонии и Капеллы – старейших городских символов.

 

Под руководством Беглецова хор завоевал неоспоримую репутацию как образец высокого стиля, в котором укорененность в национальной традиции сочетается не только с отзывчивостью к современным тенденциям в искусстве, но и со способностью влиять на эти тенденции и формировать их.

 

Филигранное мастерство – неоспоримое преимущество, без которого не родился бы незабываемый тембр хора. Но уникальность – не в этом. Владимир Беглецов умеет слышать время. Как прошлое, настоящее и будущее. Как длительность ноты, произведения, репетиции, концерта… Дирижер слышит голос автора, улавливает над-текстовый смысл послания и не боится ответить на него. Поэтому так современно и своевременно, с почтением к прежней стилистике, но без заискивания перед ней звучат в исполнении хора пассионы, мессы, реквиемы Шютца, Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Форе, Верди, литургические песнопения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, концерты Бортнянского и хоровые опусы Танеева. Поэтому так естественно уживаются в программах Беглецова Перголези и Бернстайн, Шнитке и Свиридов, а обнаженная трагедийность и гротеск сущего, явленные в «Перезвонах», приводят в смятение тех, кто привык воспринимать гениальную партитуру Гаврилина как умилительно-тоскливую картину несуществующей страны. Композиторы-современники доверяют Владимиру Беглецову и его коллективу премьеры своих сочинений. Публика – в восторге от цикла хоровых сюит, где баллады Высоцкого, народные песни бывшего СССР, легендарные рок-композиции и лучшие эстрадные хиты в обработке Дарьи Новольянцевой образуют неожиданно органичные и эмоционально напряженные звуковые сюжеты.

 

Особая страница – русская опера. «Алеко», «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Иоланта», «Пиковая дама» – уникальные работы на грани концертного и сценического жанров, осуществленные с помощью приглашенных оркестров силами хора, в котором почти каждый артист – потенциальный или уже реализовавший себя оперный солист.
В самостоятельный сюжет складываются программы из духовных сочинений, исполняемые по двунадесятым праздникам в Исаакиевском соборе хором вместе с солистами Мариинского и Михайловского театров. Сбор от концертов перечисляется на реставрацию православных святынь.

 

Украшением сезонов белых ночей в Санкт-Петербурге являются еженедельные выступления хора в Спасе на Крови. Звук, цвет и свет словно перетекают друг в друга, окружая слушателей атмосферой неправдоподобной  красоты.

 

В родном городе не найдется ни одного значимого зала, где не рукоплескали бы Концертному хору Санкт-Петербурга: Мариинка-3, Большой и Малый залы филармонии, Государственная капелла… В 2016 году этот список пополнили Лютеранская церковь Святого Петра (Петрикирхе) и Михайловский замок.

 

Ежегодно хор гастролирует в различных городах страны и за рубежом. Коллектив выступал в Гаагском парламенте и перед Её высочеством Королевой Нидерландов, на престижных музыкальных фестивалях Норвегии, Испании, Германии, Польши, совсем недавно музыканты с успехом выступили в Шанхае и Сочи.

 

В год 125-летия С. Прокофьева в завершение юбилейного цикла концертов В. Беглецов преподнес слушателям роскошный подарок: два хора на стихи К. Бальмонта, «Скифская сюита» и оратория «На страже мира» прозвучали в Капелле в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга, Хора мальчиков Училища им. М. И. Глинки, которым также руководит маэстро Беглецов, и Симфонического оркестра капеллы; в роли чтеца выступил народный артист России Николай Буров. Даже отдельно взятая, программа, в которой чудесным образом проявился весь многоэтапный творческий путь композитора, претендует на первенство за неординарность замысла и совершенство его воплощения.
На концертах хора всегда много молодежи. Это тот самый, редкий и драгоценный, случай, когда двадцатилетние бунтари совпадают во мнении с многоопытными ветеранами: ходить на выступления Концертного хора Санкт-Петербурга – престижно!

 

Для торжественного вечера в честь 25-летия хора Владимир Беглецов выбрал только что написанную Светланой Нестеровой оперу «Поди туда – не знаю куда» по мотивам одноименной русской сказки. Концерт состоится 20 октября в Большом зале филармонии.

 

Светлана Нестерова:

 

Сказочный сюжет для этой оперы выбран не случайно. Идея принадлежит Владимиру Беглецову, удивительному музыканту, художнику с невообразимой интуицией… Несколько лет назад мы вместе работали на фестивале «Петербургская музыкальная весна», он тогда исполнял мой «Балканский концерт», тогда же и предложил написать что-то масштабное – для оркестра, хора, солистов… А в следующую минуту родился замысел оперы по мотивам русской сказки «Поди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что».

 

Когда я в нее вчиталась, была просто потрясена, насколько эта сказка многогранна, как много там смысловых уровней… Сколько там юмора, сколько страшного, сколько философии. Там и ад, и чистилище, и рай… Это модель нашего мира, фактически. Она интересна и взрослым и детям. Либретто написала Вера Куприянова – замечательный поэт. К тому же она прекрасно разбирается в музыке, умеет, что называется, вокально адаптировать слово.

 

Поначалу мы хотели назвать оперу «Сказка о крыльях», потому что фабула либретто, в особенности финал, не совсем совпадают с тем, чем заканчивается сказка. Но потом, опять же по совету Беглецова, решили оставить оригинальное название – в нем больше глубины и подтекста.

 

Главная идея оперы – вера в мечту. Чудеса вокруг нас происходят постоянно, надо только обращать на них внимание.

 

В финале ощущается катарсис. Смерть – не повод для ежедневного страха, это повод проживать каждый день как последний и надеяться на выход в неведомое нам измерение.
Кстати говоря, лучше всего это понимают дети. Спокойно. Философски. Они ничего не боятся…

 

Художественный руководитель Владимир Беглецов

 

Заслуженный артист России Владимир Беглецов родился в 1964 году в Краснодаре. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как пианист (класс В. В. Нильсена), хоровой и симфонический дирижер (класс В. А. Чернушенко). Лауреат Международного конкурса дирижеров Фонда Иегуди Менухина во Франции (1992). В 1985–2004 – дирижер Государственной академической капеллы, в 1996–1998 – дирижер Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга, в 1991–2007 – художественный руководитель и главный дирижер Хора мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки, с 2014 возглавляет училище и хор. В 2002–2006 преподавал в Петербургской консерватории. Среди учеников В. Беглецова – солисты ведущих оперных театров России Петр Мигунов, Даниил Штода, Дмитрий Воропаев, Юрий Воробьев, Борис Пинхасович, Борис Степанов, Евгения Подымалкина и многие другие.

 

Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга (2015).

 

Сотрудничает с ведущими оркестрами Петербурга, с коллективами Словении, Румынии, Польши, Чехии, Франции. В числе партнеров по концертной эстраде – дирижеры Н. Алексеев, В. Гергиев, А. Дмитриев, К. Корд, Р. Мартынов, В. Нестеров, Г. Рождественский, С.Сондецкис, Ю. Темирканов, А. Титов, В. Чернушенко, солисты И. Абдразаков, И. Архипова, Г. Беззубенков, И. Богачёва, О. Бородина, Н. Гедда, А. Марков, Е. Леонская, С. Редькин, З. Соткилава.

 

Хор Владимира Беглецова начал прокладывать свой путь в отечественном искусстве, когда «общая колея» уже достаточно размылась, когда за словами «большая традиция» или «большой стиль» стал угадываться колосс на глиняных ногах, когда испарились репертуарные ограничения, прошла мода на диссидентство, перестала работать общегосударственная PR-машина (однако ее инерция до сих пор превосходит в силе многие индивидуальные попытки заявить о себе), когда едва ли не каждый почувствовал себя вправе высказываться от собственного имени, только, вот, высказывания эти отличить друг от друга часто не представлялось возможным… Сохранить в таких условиях свой собственный стиль, свое имя, свои принципы в надежде стать не образцом для подражания, а источником вдохновения для тех, кто идет следом, удалось единицам. Концертный хор Санкт-Петербурга, возглавляемый Владимиром Беглецовым, – в их числе.