Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Ризница-музей
Ризница-музей

 

Храм Воскресения Христова и часовня-ризница во имя Иверской иконы Божией Матери составляют единый архитектурный ансамбль. Мысль об устройстве рядом с храмом особого здания, доступного для обозрения всех желающих, возникла в связи с тем, что вместе с денежными средствами на строительство храма в память об императоре Александре II в столицу со всей России поступали разные пожертвования. Это были живописные иконы, церковная утварь и другие предметы. Здание часовни-ризницы, или часовни-музея, как её называли в начале ХХ века, было построено А. А. Парландом в 1906–1907 годах, 27 апреля 1908 года она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским).

 

 

С 1930-х годов здание ризницы стало использоваться не по назначению. Был полностью утрачен интерьер и некоторые элементы декора фасадов, вместо монограммы Иисуса Христа на куполе появился шпиль.

 

В начале 1970-х годов храм Воскресения Христова и ризница вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здание было отреставрировано, воссоздана и возвращена на своё историческое место христограмма. В ризнице проходят  выставки.

 

 

Выставка «Волшебные краски стекла и огня»

25 декабря в Ризнице-музее Спаса на Крови открылась выставка «Волшебные краски стекла и огня».

 

На выставке представлены лучшие эмальерные работы, созданные в разнообразных техниках учениками художественной студии для одарённых детей «Искусство живописной эмали» при Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор». Это отчётная выставка за 8 лет работы художественной студии, руководителем которой является член Союза художников России, лауреат международных выставок, художник-реставратор, автор методики воссоздания эмалевого убранства Царских врат для Спаса на Крови Лариса Анатольевна Соломникова.

 

Студия создана Ларисой Анатольевной Соломниковой в 2012 году для детей, уже имеющих начальную подготовку в области изобразительного искусства. Она же разработала особую методику обучения – курс «Искусство живописной эмали». Программа курса включает занятия, на которых ученики овладевают секретами художественного эмалирования, осваивают обжиг в муфеле, вырабатывают навыки работы с эмалевыми порошками-красками и подготовки металла к нанесению эмали. Обучение ведётся с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Ученики посещают художественные выставки и занятия в музеях, в собрании которых есть художественные эмали. Теоретический курс об истории эмальерного дела преподается в форме бесед с использованием специальной литературы. Такой комплекс направлений позволяет развивать способности детей, восприятие ими художественных образов, пространственное и образное мышление, зрительную память, воображение, лёгкость и широту ассоциирования.

 

Л. А. Соломникова изучила и воссоздала уникальную технологию французской средневековой эмалевой миниатюры; участвовала в осуществлении сложного реставрационного проекта – воссоздании Царских врат Спаса на Крови. Это монументальное художественное произведение, выполненное из серебра, золота и эмали, было утрачено в 1920-е годы. При воссоздании Царских врат Лариса Анатольевна Соломникова разработала уникальную методику покрытия рельефа горячей эмалью; ею была создана палитра ювелирных эмалей, насчитывающая около 250 цветов. В результате сложнейшей и скрупулёзной работы Царские врата были отреставрированы, в итоге получилось уникальное ювелирное изделие высотой 3 метра и весом 600 килограммов.

 

Работы Соломниковой находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, музеев Венгрии, Германии, Голландии, Италии, Франции и Эстонии. Художественные произведения студии «Искусство живописной эмали», созданные учениками, принимают участие в различных выставках и конкурсах, занимая призовые места.

 

Выставка подготовлена Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор».

 

Посетить выставку можно до 1 марта 2020 года в часы работы музея.