11 авг 2021 20:00

Место проведения: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

П. Чесноков, Вик. Калинников, Г. Свиридов
Духовные сочинения

Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ

Владельцам Единой карты петербуржца предоставляется скидка 15% на полную стоимость концертного билета при оплате в кассах Музея.

 

 

11 августа в Исаакиевском соборе в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова прозвучат духовные сочинения Павла Григорьевича Чеснокова (1877–1944), Виктора Сергеевича Калинникова (1870–1927) и Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998).

Тонкое знание природы человеческого голоса подсказало П. Чеснокову идею хоровой оркестровки, называемой им наукой будущего, следуя которой, «композиторы будут создавать уже не четырехголосные, а многострочные хоровые партитуры, максимально полно используя возможности звучания хора». Автор без малого 500 сочинений снискал огромную любовь у слушателей благодаря великолепному владению хоровым письмом, эмоциональной свободе в выражении религиозного чувства и особенному вниманию к партиям солистов.

Большая часть творческого наследия Виктора Калинникова – сочинения для хора. Это и светские миниатюры на стихи лучших поэтов XIX века, и духовные произведения, тоже преимущественно небольшие по объему, но покоряющие мягким мелодизмом и светлой гармонией.

Создавая песнопения литургии и всенощной, В. Калинников не писал циклы «от и до», сочинял отдельные номера, а затем постепенно дополнял композицию, пробуя множество вариантов. Калинников – представитель плеяды музыкантов, определивших так называемое Новое направление в русской духовной музыке конца XIX–начала XX веков. А его наследие и сегодня воспринимается изысканным нюансом в музыкальной палитре грандиозной эпохи, корифеями которой были Рахманинов, Кастальский, Гречанинов, Чесноков, Черепнин.

Цикл «Песнопения и молитвы» завершает творческий путь Г. Свиридова. Все номера написаны на богослужебные тексты из Псалтири, молебнов, литургии, к которым композитор относился как к образцам высокой поэзии. В музыке слышна традиция церковного звучания, в то же время авторский стиль мгновенно узнаваем благодаря богатству гармоний, ритмическому разнообразию и широчайшей палитре тембровых красок.