30 июн 2021 20:00

Место проведения: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

С. Рахманинов. Всенощное бдение

Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России
Владимир БЕГЛЕЦОВ

Владельцам Единой карты петербуржца предоставляется скидка 15% на полную стоимость концертного билета при оплате в кассах Музея

30 июня в Исаакиевском соборе вновь прозвучит «Всенощная» Сергея Васильевича Рахманинова. Гениальная музыка опирается на канонические духовные тексты. Рахманинов использовал древние распевы и лишь в пяти частях – собственные стилизации. Одна из них, «Богородице Дево, радуйся», подобно «Слёзному дню» (Lacrimosa) из Реквиема Моцарта, знакома каждому любителю музыки. Молитвенный настрой и эмоциональная напряженность, мелодическая красота, властная сила ритма и полифоническое таинство не противоречат друг другу. Всенощное бдение Рахманинова вот уже более века служит одним из несокрушимых символов величия России.

«Всенощное бдение» – последнее из крупных сочинений, написанных Рахманиновым в России, до эмиграции. Когда речь заходит о времени создания произведения (завершено в начале 1915, премьера состоялась 10 марта того же года), принято напоминать о разгаре первой мировой войны. Европа и Россия сотрясались от очередного приступа межчеловеческой ненависти. Рахманинова самого дважды призывали и дважды не пустили (по состоянию здоровья) на фронт. Душа болела, концертная деятельность была практически блокирована. Неудивительно, что Рахманинов с благодарностью откликнулся на «социальный заказ» – народу необходима была укрепляющая дух инъекция. Композитор тоже в ней нуждался. А драматургическая основа Всенощного бдения, богослужения, в котором сконцентрирована история человечества от сотворения мира до последнего упования, давно ждала музыкального обновления.

«Всенощное бдение» в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова – важный этап в жизни великого произведения. Свидетельство силы современной русской исполнительской школы, для которой традиция – не догма, а питательная почва.

Не стоит ждать назиданий, эпических обобщений, отблесков военных зарниц… Лучше настроиться на любовь, легкое дыхание, запах лугового разнотравья, материнскую нежность и отеческую надежность… На то, что колокольный звон и колыбельная песня колышатся в одном сердечном ритме.