В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме мозаикой называли искусство составления различных изображений из цветных камней, стекла, эмали на специальной мастике. Происхождение слова «мозаика» – от лат. musivum – букв. «посвященная музам». В раннем средневековье своими мозаиками славилась итальянская Равенна. В начале первого тысячелетия этот город становится столицей Западной Римской империи и переживает период подлинного расцвета. В конце V века здесь было местопребывание главы византийского правительства, и Равенну украшали многочисленные памятники и храмы, в убранстве которых использовали мозаику. (Иллюстрация 1) 

Сохранившиеся до наших дней мавзолей Галлы Плацидии (V в. н.э.), базилика Сант Аполлинаре Нуово (нач. VI в. н. э.), церковь Сан Витале (сер. VI в. н. э.) поражают своим мозаичным убранством. Мозаичное искусство Италии характеризует достоверность изображений, сочные краски смальты, точная передача цветов и оттенков. В Равенне это древнее искусство процветает и в настоящее время, здесь по-прежнему работает специальное отделение мозаики при Академии изящных искусств. 

В России мозаика впервые упоминается в XI веке, в связи со строительством Софийского собора в Киеве. 

В XVIII веке великий русский ученый М.В.Ломоносов заинтересовался мозаикой, изучил ее технику и технологию изготовления цветного стекла смальты, основал свою мозаичную мастерскую. Вместе со своими учениками он выполнил несколько работ, в том числе знаменитую «Полтавскую баталию» в петербургской Академии наук. После смерти Ломоносова мозаичная мастерская прекратила свою деятельность. 

Повод для возрождения этого искусства в Росси в XIX веке – художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров. Идея о постепенной замене живописи на мозаику появилась у Монферрана, видимо, еще в то время, когда он понял, что в Исаакиевском соборе невозможно создать летом и зимой постоянные температуру и влажность – главное условие сохранности живописного убранства. Укрепился он в ней после своей поездки в Европу, когда увидел и оценил итальянские мозаики. (Иллюстрация 2) 

В 1840-х годах императорская Академия художеств рассмотрела проект создания в Санкт-Петербурге мозаичного заведения, предложенный куратором русских пенсионеров в Риме П.Н.Кривцовым и академиком Г.-Ф.Веклером. Наконец, последнее слово было за Николаем I. Путешествуя по Италии в 1846 году, император обратил внимание на мозаичные иконы в одном из римских соборов и принял решение о замене живописи Исаакиевского собора на мозаику. 

Четыре русских пенсионера Академии художеств – В.Е.Раев, Е.Г.Солнцев, И.С.Шаповалов и С.Ф.Федоров отправились в Рим изучать мозаичное дело в мастерской Барбери. Их учителями стали итальянцы Р.Кокки и Л.Рубиконди, которые в 1851 году вместе с учениками переехали в Петербург. Сюда же были приглашены смальтовары братья Джустиано и Леопольдо Бонафеде. После обучения в Италии русские мастера привезли исполненные ими мозаичные работы: икону «Св. Николай», копию пола в Отриколи и изображения голов четырех евангелистов (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). 

В созданном при Академии художеств мозаичном заведении было налажено 

производство смальты – сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от состава и содержания компонентов возможно получение смальты различных оттенков цвета: розового и фиолетового (при помощи соединений золота), красного и зеленого (соединения меди), синего и голубого (соединения кобальта). (Иллюстрация 3) 

 

Русские смальтовары добились значительных успехов. Кроме основных тонов, ими были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пеструю окраску с прожилками. Именно благодаря новым смальтам возможности русских мозаичистов по точному воспроизведению живописных оригиналов значительно возросли. 

 

Мозаичные работы для Исаакиевского собора начались в 1851 году и продолжались до 1917 года. 

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римского набора мозаики: кусочки смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносятся на твердое основание. Это было особенно удобно при изготовлении копий живописных произведений. 

Не менее важным было производство «золотой канторели», смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали – золото прочно спаивалось со стеклом. (Иллюстрация 4) 

Набирали мозаику следующим образом: окантованный металлической рамой деревянный ящик покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, предварительно обертывая тканью, чтобы набор не рассыпался, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском. 

Первыми были изготовлены мозаики первого яруса главного иконостаса по оригиналам Т.А.Неффа. Интересны работы «Св.Екатерина» А.Н.Фролова, Э.Линдблата и Ф.Гартунга, а также «Св. Николай» И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина. Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также «Страсти Господни» и четыре евангелиста. 

Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879-1887 годах И.П.Кудриным, И.А. Лаверецким, М.П. Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. Живописный оригинал С.А.Живаго и его мозаичная копия, несмотря на внешнее сходство со Священным Писанием, на самом деле имеет с ним мало общего. В отличие от текста Евангелия, сцена показана не в корчме, а скорее в дворцовом зале. В своем произведении Живаго сумел передать всю гамму чувств апостолов к любимому Учителю – от наивно-доверчивой любви до предательства. Нет в картине библейских мотивов прощания Господа с учениками, совершения таинства евхаристии. Канонический сюжет позволил художнику выразить свое отношение к поступкам людей. (Иллюстрация 5) 

«Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов. 

Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков – зеленоватых, желтоватых и голубоватых. 

В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 цветов и оттенков. 

По технике набора мозаики иконостасов отличаются от работ более позднего времени. Так, «Апостол Петр», предназначенный для барабана купола, выполнен несколько иначе. Его поверхность не заполирована, и расположенные под разными углами кусочки смальты образуют живую неровную поверхность, создают игру света на гранях. (Иллюстрация 6) 

В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе». Большинство мозаик Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. 

Подготовлено И.А.Сидневой.