12.12.2019

Выставка в Ростове-на-Дону

13 декабря в «Шолохов-Центре» музея-заповедника М. А. Шолохова состоится открытие выставки «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга», которая расскажет об истории строительства одного из главных символов Санкт-Петербурга.

Среди множества исторических памятников Санкт-Петербурга одним из самых выдающихся является Исаакиевский собор. 26 июля 2019 года собор, построенный по проекту Огюста Монферрана и освященный во имя преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I, отметил 200-летие со дня торжественной закладки.

Сооружение Исаакиевского собора ознаменовало взлет инженерной и технической мысли и расцвет отечественного монументального искусства в России первой половины – середины XIX века. Выставка «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» покажет его путь от грандиозного Императорского храма XIX столетия и Антирелигиозного музея в первой трети XX века до выдающегося памятника мировой архитектуры и одного из самых известных и посещаемых музеев России.

Экспозиция познакомит посетителей со сложной и удивительной историей возведения собора, над которым под руководством французского архитектора О. Монферрана в течение сорока лет работало около полумиллиона человек. На выставке будут представлены оригинальные чертежи и эскизы, принадлежащие руке мастера, неосуществленные проекты собора и литографии, показывающие трудоемкий и порой невероятный процесс строительства.

Под сводами собора находится не имеющая аналогов коллекция монументальной религиозной живописи середины XIX века. Ее авторами являются лучшие мастера академической школы – К. П. Брюллов, П. А. Басин, Ф. А. Бруни, В. К. Шебунев. Перед посетителями «Шолохов-Центра» предстанут подлинные эскизы художников к росписям, рисунки Карла Брюллова и фрагменты декоративного убранства собора. Среди несомненных шедевров выставки также будут работы любимца императорской семьи, придворного художника Т. А. Неффа.

Не менее важными, чем возведение собора, стали работы по сохранению его уникального внутреннего и внешнего убранства. Во время Великой Отечественной войны собор не только уцелел, но и стал надежной защитой для ценных коллекций других музеев и дворцов. Часть выставки расскажет об истории восстановления собора и лучших мастерах-реставраторах, которые в течение почти двух десятилетий работали над возвращением памятнику первозданного вида.

Кроме подлинных шедевров искусства на выставке будет представлен уникальный предмет, напоминающий о том периоде в истории собора, когда в нем был создан антирелигиозный музей. Тогда главным экспонатом являлся самый большой в мире маятник Фуко, наглядно демонстрирующий вращение Земли вокруг оси. Он был подвешен в фонарике главного купола в 1931 году и снят в 1986. Ростов-на-Дону станет первым местом, куда маятник будет вывезен впервые за всю историю его бытования в соборе.

В рамках социально-культурной программы, разработанной музеем-памятником, посетители с нарушением зрения смогут познакомиться с архитектурным и художественным убранством собора благодаря специально адаптированным экспонатам, представленным на выставке.

В мансарде «Шолохов-Центра» можно будет увидеть работы петербургских фотографов Александра Минина, Станислава Чабуткина, Евгения Гороха и Евгения Мохорева. Фотографии расскажут о кропотливом труде художников-реставраторов, которые сохраняют красоту храмов-памятников для следующих поколений. Особая часть выставки – панорамные снимки Санкт-Петербурга, сделанные с балюстрады Исаакиевского собора, которые помогают взглянуть совершенно с другого ракурса не только на Исаакиевский собор, но и на Петербург начала третьего тысячелетия.

Выставка представлена Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор».

Увидеть выставку «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» можно будет с 14 декабря 2019 года по 23 февраля 2020 года в «Шолохов-Центре» Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 125/69, тел.: +7 (863) 210-90-17.


27.11.2019

Выставка в Новгороде

27 ноября в Музее изобразительных искусств (Новгород, пл. Победы-Софийская, 2) открылась выставка «Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга».

Посетители увидят живописный эскиз «Святые равноапостольные великие князь Владимир и княгиня Ольга» (холст, масло, 290,1×180,1 см), выполненный художником А. Бейдеманом для изготовления мозаичной иконы главного иконостаса Исаакиевского собора. Эскиз был написан художником в 1861–1863 гг. Живописный образ никогда не выставлялся в музейной экспозиции и хранился на валу в фондах музея. В 2019 году он был отреставрирован и представлен в интерьере Исаакиевского собора. Над реставрацией работали сотрудники ООО «Реставрационные мастерские» и Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: художники-реставраторы высшей категории В. К. Стразов и А. Б. Дворников, художник-реставратор второй категории И. Г. Старкова, художники-реставраторы В. Ф. Марченко и К. В. Ефимов.

Выставка будет работать по 3 февраля 2020 года.

Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение. Художественное убранство алтарной преграды воплощает традиции позднего классицизма второй трети XIX века и являет собой пример синтеза живописи, мозаики и скульптуры. В первом ярусе иконостаса расположены иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем, преподобного Исаакия Далматского, а также святых, соименных императорам, при которых сооружались храмы святого Исаакия в Санкт-Петербурге: святителя Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла, святого благоверного князя Александра Невского, святой великомученицы Екатерины.

Во втором ярусе иконостаса изображены небесные покровители членов императорской фамилии: святые равноапостольные великие князь Владимир и княгиня Ольга, святые равноапостольная Мария Магдалина и мученица царица Александра, блаженный Николай Кочанов, архангел Михаил, святые праведные Анна и Елисавета, святые равноапостольные Константин и Елена. Первоначально здесь находились иконы кисти художника Ф. П. Брюлло. В 1860-е годы иконы второго яруса заменили мозаичными, более стойкими к условиям сырого петербургского климата. Эти мозаики набирали по оригиналам художника А. Е. Бейдемана.

Александр Егорович Бейдеман (1826–1869), академик (1860), адъюнкт-профессор Императорской Академии художеств (1861), работал в историческом, портретном, бытовом жанрах, преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1860–1866) и Академии художеств (с 1861). Большое место в творчестве А. Е. Бейдемана занимала религиозная живопись. Он исполнил росписи и иконы для храмов в Ливадии, Суздале, Петербурге и пригородах. Большинство работ художника утрачено.


19.11.2019

Выставка в Изборске

С 19 ноября по 2 февраля в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск» будет проходить выставка «Альфред Александрович Парланд. К 100-летию со дня смерти выдающегося архитектора».