Вышла в свет новая книга научного сотрудника музея-памятника «Исаакиевский собор», кандидата искусствоведения Наталии Юрьевны Толмачевой «Исаакиевский собор. История строительства».
Книга эта уникальна, аналогов ей пока нет. В ней подробно рассказывается о многотрудной сорокалетней истории возведения одного из главных символов столицы Российской империи, от его первоначального проекта на бумаге до торжественного открытия и освящения. Настоящая книга основана на архивных документах Российского государственного исторического архива, на фактологических материалах из фондов музея-памятника «Исаакиевский собор». В издании использованы статьи периодической печати, воспоминания современников и многое другое, дающее представление читателю о живых свидетелях и участниках почти полувековой стройки, масштабах по возведению грандиозного сооружения и уровне технологий того времени. Многие материалы уникальны и публикуются впервые.
Представление книги намечено на 17 октября в музее-памятнике «Исаакиевский собор».
Исаакиевский собор. История строительства
Вступление
Эта книга является вехой в изучении выдающегося архитектурного памятника Санкт-Петербурга. Она посвящена истории строительства Исаакиевского собора, представляющего собой единственное и удивительное явление в истории искусства. Исаакиевский собор — гармоничная и самостоятельная система, состоящая из взаимосвязанных элементов (архитектуры, скульптуры, живописи, мозаики), которую невозможно описать во всей полноте в одном научном труде. Монография основана, прежде всего, на архивных материалах. Также в ней используются статьи периодической печати, воспоминания современников, — эта сторона вопроса освещена в книге достаточно широко. Но в Российском государственном историческом архиве остаются ещё десятки не исследованных дел по данной теме, поэтому издание не исчерпывает собой всю историю сорокалетнего строительства Исаакиевского собора. Вот почему научная работа в этом направлении будет продолжена.
В книге впервые вводятся архивные документы касательно строительства памятника (от сооружения фундаментов до установки громоотводов по приказанию Николая I) и возвращаются в искусствоведение забытые имена декораторов, таких как Иван Петрович Дылёв. Фамилия «мастера лепных дел», как он сам себя называл, ни разу не упоминалась в литературе об Исаакиевском соборе, хотя он больше десяти лет жизни посвятил труду по оформлению храма, выполнил десятки моделей сложных орнаментов сводов, арок, отдельных декоративных элементов. В частности, была проведена большая исследовательская работа по поиску документов в РГИА, доказывающих его авторство при выполнении скульптурной модели голубя, символа Святого Духа для подкупольного пространства.
Изучение изменений, привнесённых в изначальный замысел архитектора Огюста Рикара де Монферрана, воссоздание истории строительства от рытья котлована и забивки свай до сооружения неповторимой конструкции огромного купола и его золочения, приводит к фундаментальному пониманию того, что Исаакиевский собор является уникальным произведением мирового искусства. Архитектурный памятник, выглядящий с точки зрения формальной истории стиля как вторичное и эклектичное здание, при внимательном изучении этапов его строительства предстаёт как яркое явление в европейской архитектуре, отражающее эстетические предпочтения своей эпохи. Невозможно архитектурный шедевр рассматривать в узких стилевых рамках, подводя его индивидуальные структурные особенности под общие правила, а те элементы, которые не вписываются в них, объявлять эклектичными изменениями, нарушающими чистоту стиля.
Кроме того, искусствоведческий анализ всегда предполагает изучение исторического контекста, в котором создаётся архитектурное сооружение. Так, на историю строительства Исаакиевского собора оказали влияние смена царствований, взаимоотношения светской власти и церкви, являющейся в тот период одной из ветвей государственного устройства, а также процессы развития зодчества и изобразительного искусства в России и в Европе. В связи с тем, что возведение значительного архитектурного сооружения не просто растянуто во времени, но самым непосредственным образом связано с определённым историческим периодом, Исаакиевский собор как выдающееся произведение искусства представляет собой свидетельство целой эпохи — николаевской. С другой стороны, изучение культурно-исторического контекста позволяет лучше понять художественные особенности архитектурного памятника, призванного, в частности, отражать идеи незыблемости российского самодержавия, воспевать могущество государства, способного построить столь грандиозный храм. Исаакиевский собор изначально являлся имперским заказом, олицетворением политического триумфа монархии, финансировавшей строительство самого дорогостоящего храма XIX века. Исаакиевский собор — не только произведение искусства, но и памятник правления Николая I. В книге прослеживается, как эта идея определяет облик сооружения от замысла до воплощения, от первых проектов до завершения строительства. Именно она служит руководством архитектору во всём: от выбора материалов (прочного гранита для стен и роскошных декоративных камней в убранстве) и форм (колонн, призванных аллегорически проводить мысль о нерушимости монархии), до последней детали интерьера, определяя целостное решение Исаакиевского собора. Похожие идеи можно найти и в ряде других архитектурных сооружений, возникших в то же время: Александровская колонна на Дворцовой площади (архитектор О. Монферран), Нарвские и Московские триумфальные ворота архитектора В. П. Стасова.
При исследовании культурно-исторического фона привлекался и фактологический материал, находящийся в фондах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», который позволял уточнить процесс создания собора от его первоначального проекта на бумаге до осуществления в пространстве города. Воссоздавая по документам этапы строительства Исаакиевского собора, автор показывает, что история искусства связана с историей в широком её понимании: не только культуры, общества, но и политики, религии, экономики, технологии. И лишь при изучении всех перечисленных аспектов можно достичь глубокого понимания отдельного памятника. Исаакиевский собор по своим масштабам и богатству внутреннего убранства остаётся не только неповторимым памятником архитектуры Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся сооружений мира. Его строительство стало не только достижением русского искусства, но также этапной вехой в истории мировой архитектуры. В частности, в монографии прослеживается связь здания с другими крупнейшими купольными зданиями Европы. Храм во имя Исаакия Далматского не только занимает четвёртое место в мире по размерам купола, но и является одной из последних крупных культовых построек Европы. Исаакиевский собор синтезирует в себе опыт различных архитектурных традиций, включая средневековую. Впоследствии архитекторы заимствовали технологические и инженерные находки Монферрана в своих проектах: от кафедрального собора Святого Николая в Хельсинки до Капитолия в Вашингтоне. В книге показан вклад Исаакиевского собора в мировую архитектурную традицию: строителям петербургского сооружения выпала честь завершить им великий стиль, называемый «классическим» или классицизмом. Более того, Исаакиевский собор, как в своё время Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, подвёл итог предшествующим архитектурным традициям, соединив их в себе, и открыл дорогу новым тенденциям. И если флорентийский храм синтезировал романский и готический стили, подготовив почву ренессансной архитектуре, то петербургский собор закончил собой классицистическую эру, ещё раз связав её со средневековьем, и открыл дорогу новым архитектурным и техническим решениям.
Ю. В. Мудров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»,
почётный академик Российской академии художеств,
лауреат Международной премии в области изобразительного искусства им. А. А. Пластова