3.02.2023

Новые поступления

В январе 2023 года в фонды музея поступили 16 графических листов П. И Львова и 8 ксилографий А. П. Отроумовой-Лебедевой из коллекции семьи Корниловых-Харшаков.

Петр Иванович Львов (1882–1944), живописец, график, член обществ «Мир искусства», «Союз молодежи», «4 искусства», «Московские живописцы». Преподавал рисунок в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, занимался литографией, создавал городские пейзажи Ленинграда и Москвы. Произведения П. И. Львова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Однотонные литографии, выполненные динамичной штриховкой, живо воссоздают не только классические виды города, но и зарисовки жизни Ленинграда 1930-х годов. Каждое изображение имеет литографированную подпись автора, близкую к росписи. На литографии «Летний сад» имеется дарственная надпись:

На добрую память Петру
Евгеньевичу
П. Львов
28/VI 36 г.

и штамп на обороте автопортрета

Собрание
П. Е. Корнилова
№ 5968.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) – выдающий мастер видовой гравюры, живописец, акварелист. В 1892 А.П. Остроумова поступила в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, где занималась под руководством П. П. Чистякова, К. А. Савицкого, И. Е. Репина. В 1898г. жила в Париже и обучалась в мастерской выдающегося графика Джеймса Уистлера. В 1899 г. возвратилась в Петербург и вступила в художественное объединение «Мир искусства», многие годы сотрудничала с одноименным журналом. Виды Санкт-Петербурга и его пригородов были основной темой творчества А. П. Остроумовой-Лебедевой, над которой она работала в разных техниках, от акварели и живописи до цветной ксилографии.

В 1913 г. в свет вышла книга В. Я. Курбатова (1878–1957) «Петербург», ставшая одним из первых опытов архитектурного путеводителя по городу. Наряду с многочисленными фотографиями книга включает более двадцати иллюстраций, подготовленных А. П. Остроумовой-Лебедевой в технике черно-белой ксилографии, часть из которых теперь приобретена в фонды музея. Гравюры четкостью силуэтов зданий наряду со свободным подвижным штрихом, организующим пространство, создают живой образ города. П. Е. Корнилова и А. П. Остроумову-Лебедеву связывала многолетняя дружба. Во многом благодаря участию П. Е. Корнилова Анна Петровна смогла пережить блокаду. Работы, приобретенные музеем, были переданы автором в дар П. Е. Корнилову.