Работы реставратора, народного художника Мордовии С. Ф. Короткова и иконопись из собрания музея в Саранске
С 12 ноября в Часовне-музее храма Воскресения Христова (Спас на Крови) начинает работу выставка «Светлый образ». Выставка знакомит с произведениями поздней русской иконы из коллекции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, живописными работами народного художника Мордовии, реставратора высшей категории Степана Короткова и несколькими произведениями современных мордовских иконописцев, музейных художников-реставраторов Анжелики Романовой и Ксении Сакович.
Название выставки точно определяет концепцию выставочного ансамбля: произведения на православную тематику и образы, хорошо известные и особо почитаемые на Руси. Из музейного собрания представлено 17 икон (конец XVIII–начала XIX вв.) из Богородичного и Спасова цикла, праздничного чина, с изображением святых, а также врезки из Царских врат. Жемчужиной экспозиции является икона «Положение во гроб» (начало XIX века). Она выбрана не случайно, ее интересно рассмотреть не только как памятник эпохи, но и с точки зрения реставрации.
При подготовке к выставке на тыльной стороне была обнаружена авторская подпись, говорящая о том, что музей является обладателем редкой иконы, так как в России подписных работ этого мастера известно всего одиннадцать.
Можно считать, что в фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи хранится двенадцатая икона уникального мастера Ивана Богданова-Карбатовского.
Творчество Ивана Иванова Богданова-Карбатовского (1716–1801), работавшего в XVIII–начале XIX вв., одно из ярчайших явлений поздней северной иконописи. Его отличают профессионализм и новаторство в живописных поисках, а произведения являются значительным вкладом в историю северной живописи.
25 живописных произведений на православную тему представил Степан Коротков. Он успешно сочетает активную творческую работу с реставрационной деятельностью музея, более 40 лет проработав реставратором масляной живописи. Реставрация икон из музейной коллекции подвигла художника к созданию живописных произведений на эту тему. Триптих «Восстановление» (1998) показывает стадии реставрации иконы Казанской Богоматери, одной из самых почитаемых икон в России. Здесь автор – художник и реставратор – выступает и как созидатель, и как хранитель традиций православной культуры России.
Серию «Жизнь иконы» составляют композиции, в которых и включение иконописных образов в сюжеты, и авторская трактовка образов, и любовное исследование отдельных фрагментов иконы. С особым мастерством и трепетом художник пишет иконы на холсте, то акцентируя внимание на деталях, то обобщая изображение, при этом тщательно изучая манеру и технику исполнения древнерусских мастеров-иконописцев. Автор выводит икону из привычной храмовой среды или домашнего иконостаса и помещает в экспозиции залов, тем самым приобщая зрителя к духовному миру.
Художник вдохновенно продолжает работать над серией «Жизнь иконы», напоминая нам, что икона это нечто большее, чем произведение искусства, что она продолжает жить и так необходима в современном мире.
Степан Коротков не оставил музейную реставрацию, он передает богатый опыт следующему поколению молодых реставраторов – Анжелике Романовой и Ксении Сакович, которые также являются иконописцами, известными в Республике Мордовия и за ее пределами. На выставке представлены иконы их письма «Архангел Михаил» (2021), «Архангел Михаил» (2022) и «Спас Нерукотворный» (2020).
Концепция выставки отражает творческую преемственность, продолжение традиций в музейном реставрационном деле и современном иконописании.
Организаторы выставки
Выставка экспонируется с 12 ноября 2022 года в Часовне-музее храма Воскресения Христова (Спас на Крови), Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова дом 2-А.