15.07.2024

Каталог выставки «Только линия. Пушкинский Петербург в произведениях графики»

Вышел в свет каталог выставки «Только линия. Пушкинский Петербург в произведениях графики». В издание вошли предметы из собрания Государственного музея «Исаакиевский собор», представленные в экспозиции Часовни-музея храма Воскресения Христова в мае—июне 2024 года. Посетителям были показаны произведения графики первой половины XIX века, которые символической пунктирной линией намечают пушкинские маршруты на исторической карте Санкт-Петербурга. Выставка была приурочена к 321-й годовщине основания Санкт-Петербурга и 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Каталог выставки предваряет вступительная статья директора Государственного музея «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова в соавторстве с начальником редакционно-издательского отдела В. В. Хориной. Куратор издания заместитель директора по научной работе А. В. Голованова.

Искусство гравюры еще с начала XVIII века, опережая живопись, заложило основы изображения столицы Российской империи и именно к XIX веку достигло своего расцвета. Благодаря тиражируемости графические листы приобрели популярность как в качестве иллюстраций, так и самостоятельных произведений искусства. Особый интерес представляют изображения из современных А. С. Пушкину изданий: атласа к сочинению Н. Г. Леклерка «История естественная, нравственная, гражданская и политическая древней и нынешней России» и альбома гравюр «Панорама С. Петербурга», выпущенного А. П. Башуцким. Учитывая годы издания, а также интерес поэта к истории и искусству, можно с уверенностью предположить, что они были ему знакомы.

В гравюрах С. Ф. Галактионова, А. А. Тона, А. Дюрана, М. Ф. Дамам-Демартре и других мастеров перед нами предстает образ Петербурга, каким видел его А. С. Пушкин — в величественных панорамах, грандиозных архитектурных памятниках, людных площадях или же в окраинных уголках, заполненных рабочими и ремесленниками. Как и в стихах самого поэта, здесь отразилась многогранная и динамичная жизнь города и его обитателей, в которой блеск светской жизни соседствовал с бедностью, а бюрократия и деловитость — с радостями простой жизни.