В государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» продолжаются плановые реставрационные работы. Одним из живописных полотен, над которыми в октябре 2020 года начали трудиться реставраторы в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 800-летия со дня рождения князя Александра Невского, стало полотно «Тайная вечеря» кисти художника Н. А. Майкова из иконостаса придела святого Александра Невского.
Николай Аполлонович Майков (1794–1873) исторический живописец и портретист, автор многочисленных образов для храмов Санкт-Петербурга, Москвы и провинции, академик живописи (1835). Систематического образования Майков не получил и живописью занимался самостоятельно. В 1812 году он, подпоручик армии, был ранен в Бородинском сражении; в 1821 году вышел в отставку в чине майора Гусарского принца Оранского полка. В 1840–1850-х годах дом Майкова в Петербурге был центром литературного кружка, в котором бывали И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский.
Для Исаакиевского собора Майков выполнил иконы для иконостаса придела св. Александра Невского и четыре плафона в боковых нефах. Большинство живописных работ придела св. Александра Невского позже стали мозаичными. Произведения Н. А. Майкова признали неудобными для воспроизведения мозаикой и заменили оригиналами других художников, отчасти повторяющими композиции Майкова. О живописной манере художника в настоящее время свидетельствуют семь оригинальных работ, оставшихся в Исаакиевском соборе: в приделе св. Александра Невского «Тайная вечеря», «Святая княгиня Ольга» и «Святой благоверный князь Владимир» и плафоны в боковых нефах на темы христианских добродетелей «Вера», «Надежда», «Любовь» и «Премудрость».
Выбранная художником трактовка сюжетов может служить примером церковной живописи, выполненной в традициях академизма. Росписи Майкова отличает мастерство композиционного решения, сочетающееся с лаконичностью рисунка и выразительной подачей персонажей.
«Тайная вечеря» расположена в иконостасе придела святого Александра Невского, над Царскими вратами. Согласно Евангелиям, во время Тайной вечери Господь омыл ноги ученикам, дал им заповедь «Да любите друг друга», предсказал Свою скорую смерть и предательство одного из них. В это вечер было установлено одно из главных таинств православной церкви – таинство Евхаристии. Иисус Христос облачён в красный хитон и тёмно-синий гиматий, правой рукой Он благословляет именословно, в левой держит хлеб. Художник стремился дать тонкую психологическую характеристику персонажей, раскрыть чувства апостолов, каждый из которых по-своему переживает известие о предательстве. Чрезвычайно выразителен образ Иуды, который изображён сидящим на первом плане слева.
Реставрационные работы в музее продолжаются безостановочно. Реставрация и сохранение для будущих поколений монументальной и станковой религиозно-исторической живописи XIX века является важнейшим аспектом музейной деятельности в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор».
В следующем, юбилейном году реставрированное живописное полотно предстанет перед зрителями в первозданном виде.