27 ноября в Музее изобразительных искусств (Новгород, пл. Победы-Софийская, 2) открылась выставка «Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга».
Посетители увидят живописный эскиз «Святые равноапостольные великие князь Владимир и княгиня Ольга» (холст, масло, 290,1×180,1 см), выполненный художником А. Бейдеманом для изготовления мозаичной иконы главного иконостаса Исаакиевского собора. Эскиз был написан художником в 1861–1863 гг. Живописный образ никогда не выставлялся в музейной экспозиции и хранился на валу в фондах музея. В 2019 году он был отреставрирован и представлен в интерьере Исаакиевского собора. Над реставрацией работали сотрудники ООО «Реставрационные мастерские» и Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: художники-реставраторы высшей категории В. К. Стразов и А. Б. Дворников, художник-реставратор второй категории И. Г. Старкова, художники-реставраторы В. Ф. Марченко и К. В. Ефимов.
Выставка будет работать по 3 февраля 2020 года.
Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение. Художественное убранство алтарной преграды воплощает традиции позднего классицизма второй трети XIX века и являет собой пример синтеза живописи, мозаики и скульптуры. В первом ярусе иконостаса расположены иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем, преподобного Исаакия Далматского, а также святых, соименных императорам, при которых сооружались храмы святого Исаакия в Санкт-Петербурге: святителя Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла, святого благоверного князя Александра Невского, святой великомученицы Екатерины.
Во втором ярусе иконостаса изображены небесные покровители членов императорской фамилии: святые равноапостольные великие князь Владимир и княгиня Ольга, святые равноапостольная Мария Магдалина и мученица царица Александра, блаженный Николай Кочанов, архангел Михаил, святые праведные Анна и Елисавета, святые равноапостольные Константин и Елена. Первоначально здесь находились иконы кисти художника Ф. П. Брюлло. В 1860-е годы иконы второго яруса заменили мозаичными, более стойкими к условиям сырого петербургского климата. Эти мозаики набирали по оригиналам художника А. Е. Бейдемана.
Александр Егорович Бейдеман (1826–1869), академик (1860), адъюнкт-профессор Императорской Академии художеств (1861), работал в историческом, портретном, бытовом жанрах, преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1860–1866) и Академии художеств (с 1861). Большое место в творчестве А. Е. Бейдемана занимала религиозная живопись. Он исполнил росписи и иконы для храмов в Ливадии, Суздале, Петербурге и пригородах. Большинство работ художника утрачено.