22.04.2014

Цветы и цвета Нины Голышевой

В Смольном соборе открылась выставка замечательной художницы Нины Голышевой. Это уже шестая выставка белорусских мастеров из цикла «Исцеление реализмом», которую представляет архимандрит Александро-Невской лавры Виталий (Радомысльский).

Нина Николаевна Голышева принадлежит к поколению белорусских художников, которое формировалось на рубеже 1960-х – 1970-х годов на волне преодоления образных принципов «сурового стиля», в русле новых романтических исканий и обостренного внимания к выразительности живописной художественной формы. Поэтизация простых вещей, скромных бытовых сюжетов и сложное живописное построение самого живописного пространства холста – эти творческие приемы, воплощенные в произведениях Нины Голышевой с программной последовательностью, развиты, преумножены и сохранены ею на протяжении всего многолетнего ее творческого служения искусству, живописи.
Нина Голышева родилась в 1939 году в крестьянской семье в деревне Хорошая Костромской области России. В 1960 она окончила Костромское художественное училище и поступила на отделение станковой живописи Белорусского театрально-художественного института. Ее учителями в Минске на кафедре живописи были известные в Беларуси мастера-станковисты Иван Ахремчик и Хаим Лившиц. В институте познакомилась Нина Голышева со своим будущим мужем, представителем знаменитой в Беларуси художественной династии Шибневых, Евгением, известным белорусским художником-монументалистом. Вскоре в семье молодых художников родился сын Саша, который впоследствии продолжил семейную традицию, сегодня он активно работает как самобытный талантливый художник.
После окончания в 1966 году Белорусского художественного института вся долгая жизнь в искусстве Нины Голышевой неразрывно связана с Беларусью. Русская по крови, Нина Голышева стала одним из интереснейших современных художников Беларуси. Славянское родство, единение братских народов для нее важная тема в искусстве.
Важнейшим творческим достижением Нины Голышевой стали ее пейзажи и натюрморты с цветами, которые художник пишет на протяжении многих десятилетий, все более и более совершенствуя свое живописное мастерство, свое необычайно острое и музыкальное восприятие цвета. Цветовое богатство, звонкость и изысканность цветовых тонов и тонких оттенков, сложная осязаемая многослойная обработка самой поверхности холста, выверенная архитектоника композиции отличает натюрморты-картины и пейзажи-картины художницы. Светоносная палитра и умение передать залитые солнечным светом трепещущие лепестки зажигающихся яркими цветовыми бликами роз, гладиолусов, пионов, простых полевых цветов и садовых ягод – все это превращает каждый натюрморт Нины Голышевой в истинный шедевр живописного мастерства.
Юрий Пискун,
профессор кафедры костюма и текстиля
Белорусской государственной академии искусств
(печатается с сокращениями)