2015 год славен «круглыми» датами: 330 лет назад родились три гения европейской классической музыки – И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Д. Скарлатти, жившие и творившие в эпоку расцвета искусства барокко. Музыка барокко (XVII – середина XVIII века) – магистральное направление как в истории мировой культуры, так и в современной музыкальной жизни, где всё более актуальным становится развитие традиций барочного исполнительства.
Концерт, посвящённый 330-летию И.С.Баха, Г.Ф.Генделя и Д.Скарлатти, состоится 18 июля в Смольном соборе. Старинная музыка прозвучит не только в барочном соборе, но и с участием барочного клавесина. Летом 2013 года Смольный собор приготовил для слушателей изысканный подарок: теперь под сводами собора звучит клавесин, сделанный голландскими специалистами – точная копия клавесина, который создал в 1756 году знаменитый парижский мастер XVIII века Анри Хемш. Сегодня в мире насчитывается всего лишь пять клавесинов Хемша. Полнозвучный, уникального музыкального качества инструмент обладает благородным звучанием, полным утончённых нюансов. Аутентичен не только голос клавесина, но и его «лицо»: эффектный внешний вид инструмента несет печать роскошного и прихотливого стиля барокко.
Арии из опер Георга Фридриха Генделя «Ксеркс», «Роделинда», «Юлий Цезарь», «Ринальдо», «Сирое, царь Персии», «Ариодант», арии из кантаты «Аполлон и Дафна», из оратории HWV 64 «Joshua» («Иисус Навин») и другие сочинения Генделя прозвучат в исполнении заслуженной артистки России Сауле Искаковой и Антона Андреева. До наших дней дошли 39 опер Генделя, и современный европейский театр, испытывая огромный интерес к барочной опере, особенно рьяно осваивает именно генделевское оперное наследие.
Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Доменико Скарлатти исполнит органист и клавесинист Андрей Коломийцев. Презентация органа, созданного лучшими голландскими мастерами специально для Смольного собора, состоялась в марте 2010 г. Органные концерты пользуются особой любовью слушателей: голос этого инструмента в изумительных интерьерах Смольного собора кажется необычайно выразительным и одухотворенным.
Заслуженная артистка России Сауле ИСКАКОВА (сопрано) – ведущая солистка СПб гос. детского музыкального театра «Зазеркалье». Ее актерское мастерство и виртуозный вокал украшают лучшие спектакли театра «Зазеркалье»: «Золушка» Дж. Россини (Клоринда), «Итальянка в Алжире» Дж. Россини (Эльвира), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (Клара), «Так поступают все» В. А. Моцарта (Деспина), «Сказка о соловье, императоре и смерти» (Соловей) и другие. Сауле Искакова – лауреат Международной премии «Piazzolla music award» (Италия, 2005); в прошлом – солистка СПб театра «Рок опера». Сауле Искакова – редкий случай певицы, успешно совмещающей в своем исполнительском искусстве классическую музыку (от камерной до оперных постановок), джаз, мюзиклы, аргентинское танго.
Антон АНДРЕЕВ (бас-баритон) – выпускник Хорового училища им. М.И. Глинки, затем СПб гос. консерватории (двух отделений: хорового дирижирования и оперного пения). Солист Камерного хора Cмольного собора, солист капеллы «Таврическая», солист СПб гос. детского музыкального театра «Зазеркалье». Дебютировал в опере В. А. Моцарта «Так поступают все» в партии Дона Альфонсо. Репертуар певца включает оперы П.И. Чайковского: партии Гремина («Евгений Онегин»), Эбн-Хакиа («Иоланта»); оперы С.В. Рахманинова: партии Ланчотто («Франческа да Римини»), Алеко («Алеко»); Дж. Россини: партия Алидоро («Золушка»), а также множество камерно-вокальных произведений (в частности, «Кармина Бурана» К. Орфа, «Te Deum» А. Дворжака, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» И. С. Баха и т.д.). Ведет большую концертную деятельность за рубежом с различными оркестрами Испании, Голландии, Германии, Польши и Ливана.
Органист и клавесинист Андрей КОЛОМИЙЦЕВ является лауреатом и финалистом международных органных конкурсов старинной музыки в Голландии (Ляйден) и Италии (Борка-ди-Кадоре и Каррункио). Он ведёт активную концертную деятельность как органист и клавесинист в России, Германии, Италии, Франции, Испании, выступает с докладами о старинных клавишных инструментах и исторической практике исполнения клавирной музыки 15-18 веков. В настоящий момент является органистом лютеранской церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге, читает лекции и преподаёт орган, клавесин и генерал-бас на кафедре органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, а также занимается переводами важнейших немецких исторических источников по истории клавирной музыки.