4.04.2016

Музей камня

Ризница храма Воскресения Христова (Спаса на крови)

Храм Воскресения Христова и часовня-ризница во имя Иверской иконы Божией Матери составляют единый архитектурный ансамбль. Мысль об устройстве рядом с храмом особого здания, доступного для обозрения всех желающих, возникла в связи с тем, что вместе с денежными средствами на строительство храма в память об императоре Александре II в столицу со всей России поступали разные пожертвования. Это были живописные иконы, церковная утварь и другие предметы. Здание часовни-ризницы, или часовни-музея, как её называли в начале ХХ века, было построено А. А. Парландом в 1906–1907 годах, 27 апреля 1908 года она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским).

С 1930-х годов здание ризницы стало использоваться не по назначению. Был полностью утрачен интерьер и некоторые элементы декора фасадов, вместо монограммы Иисуса Христа на куполе появился шпиль.

В начале 1970-х годов храм Воскресения Христова и ризница вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здание было отреставрировано, воссоздана и возвращена на своё историческое место христограмма. В настоящее время в ризнице открыт Музей камня. Сейчас в нём размещена выставка «Время собирать камни», раскрывающая многообразие использования различных пород цветного поделочного камня в убранстве Спаса на крови и Исаакиевского собора.

Выставка «Время собирать камни»

На выставке представлены образцы различных горных пород, а также предметы из этих камней. Украшением коллекции служат печати с искусной резьбой, плакетки и пресс-папье в технике флорентийской мозаики из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В экспозиции также представлена модель Исаакиевского собора в масштабе 1:200 работы заслуженного художника Российской Федерации А. М. Крылова.

В центральной части ризницы размещены экспонаты и фотоматериалы, посвящённые реставрации и воссозданию декоративного убранства Спаса на крови – в первую очередь, Царских врат храма. Это монументальное художественное произведение высотой более трёх метров, выполненное из серебра, золота и эмали, было утрачено в 1920-е годы.

При воссоздании Царских врат художник Лариса Анатольевна Соломникова разработала уникальную методику покрытия рельефа горячей эмалью. За восемь лет работы ею была создана палитра ювелирных эмалей, насчитывающая около 250 цветов. На выставке представлены элементы декора Царских врат и фотографии этапов осуществления этого сложнейшего реставрационного проекта.

В экспозиции выставки зритель может познакомиться также с работами художника-мозаичиста, члена Союза художников России Игоря Юрьевича Лаврененко. Им и специалистами СНПО «Реставратор» проведена большая работа по реставрации и воссозданию уникальных образов афонских святых, украшающих фланкирующие столбики Царских врат иконостаса храма Воскресения Христова (Спаса на крови).

На выставке также представлен воссозданный декор художественного оформления наружных дверей храма Воскресения Христова. Как и многие предметы декоративно-художественного убранства храма, двери, инкрустированные серебром, представляли собой произведение ювелирного искусства. Сохранилось только 115 разрозненных элементов убранства дверей, имеющих многочисленные пробоины, царапины, сколы, утраты. В реставрации юго-западных входных дверей храма принимал участие Сергей Алексеевич Смирнов, реставратор высшей категории художественных произведений из металла.