30.12.2010

Новая акустика в Исаакиевском соборе

Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге является одним из уникальных сооружений, воплотивших выдающиеся инженерные решения своего времени. Огромное внутреннее пространство поглощает посетителя, ошеломляя его великолепием убранства. Любая мысль об изменении чего бы то ни было или внесении каких-то новых элементов кажется кощунственной, неуместной. Однако современные условия предъявляют новые требования к акустическим свойствам собора.
В целях создания в соборе современной акустической среды были начаты поиски и пробы акустических систем различных производителей, в том числе самых известных марок. Рассматривались всевозможные варианты расположения систем, их компоновки и т.д. Однако удовлетворительный результат не был достигнут. Гулкость пространства, низкая разборчивость восприятия, появление положительных акустических обратных связей при незначительных уровнях усиления, большое количество систем, наружный монтаж, внешний вид, вносящий диссонанс в интерьер – все это удерживало руководство музея-памятника от принятия решения по системе озвучивания.
Казалось, что можно было оставить эту затею, но директор музея-памятника Народный артист РФ Николай Витальевич Буров доверил группе инженеров-электроакустиков и звукотехников во главе с А.Г. Лисиным разработку технологического решенияе по «озвучиванию» собора с использованием самых последних достижений в этой области. Главными условиями были минимальное количество акустических систем в интерьере собора, создание равномерного звукового поля по всей площади, обеспечение максимальной разборчивости восприятия, сведение к минимуму количества коммутационных кабелей, обеспечение простоты и гибкости в управлении комплексом озвучивания. В результате большой исследовательской работы, акустических измерений, построения модели собора на симуляторах стало очевидно, что традиционными акустическими системами прямого излучения добиться удовлетворительных результатов по «озвучиванию» собора невозможно. Назрела необходимость в ином подходе к процессу формирования звукового поля в сложных акустических условиях при наличии бесконечного числа хорошо отражающих поверхностей.
Известные производители профессиональной акустики на момент принятия решений не имели в своих линейках АС (акустических систем) для гулких помещений. Проектанты приняли решение о новой разработке акустических систем, имеющих 360-градусную характеристику направленности. Также было решено использовать беспроводные системы , Ethernet сети и PLC по передаче звуковых сигналов, сигналов систем управления, маршрутизации, мониторинга и пр. Разработка, дизайн и производство акустических систем было поручено ООО «Актон» во главе с техническим директором В.Г. Просвирниным, уже более 20 лет известному своими разработками и производством профессиональных громкоговорителей.
В результате проведения множественных исследований был изготовлен прототип акустической системы, основанной на отражении и дифракции звуковых волн. Модель разработанного уникального излучателя получила название Акустическая Система Всенаправленного Типа (АСВТ). Необычность звукового поля, создаваемого АСВТ, его диффузность проявила себя уже при измерениях в лаборатории. Была разработана и опробована на образцах новая концепция построения акустики, разработана система управления распределением звуковой энергии в пространстве. Проведя испытания на восприятие фонограмм в соборе в присутствии руководства собора с привлечением экспертов-консультантов, известных в Петербурге звукорежиссеров, специалисты пришли к общему положительному заключению о применимости акустических систем созданного типа.
После утверждения «звуковой» части проекта начался этап работы над дизайном акустических систем. В результате строгий дизайн АС, выполненный в итальянском мраморе, в структурированной латуни, органично вписался в отточенные линии Исаакиевского собора. При беглом взгляде на акустику, установленную в соборе, не возникает ощущение, что это элементы современного происхождения.
Получены отличные результаты звуковых тестов в Соборе – воспроизведения фонограмм духовной и классической музыки, выступления чтецов, хора Смольного Собора.
Таким образом, найдено уникальное решение по «озвучиванию» храмовых комплексов больших объемов, имеющих значительное время реверберации (для справки: в Исаакиевском Соборе стандартное время реверберации RT60 составляет около 7 сек.). Создана концепция проектирования акустических систем, формирующих звуковое поле, наиболее соответствующее реальным источникам звука.