В Смольном соборе исполнением оратории Сергея Прокофьева "Иван Грозный" открылся 23-й концертный сезон. Оратория для солистов, хора, оркестра и чтеца прозвучала в исполнении Камерного хора Смольного собора, Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра "Классика", солистов Надежды Чупиной и Дмитрия Князева и чтеца - Народного артиста России Николая Бурова. Дирижировал заслуженный артист России Владимир Беглецов.
23-й концертный сезон в Смольном соборе открылся музыкой Сергея Прокофьева к последнему фильму Сергея Эйзенштейна – «Иван Грозный». Для Камерного хора Смольного собора представление оратории «Иван Грозный» – премьера программы, первое исполнение этого произведения.
Работа Прокофьева над музыкой к фильму Эйзенштейна – по-своему уникальный сюжет в истории культуры. Сюита была сочинена в 1942 году. Встреча двух гениев дала грандиозный художественный результат: Эйзенштейн создал великий фильм-симфонию, а Прокофьев – великую музыку, по сути, кинопартитуру. Гениальный композитор кино, Сергей Прокофьев обладал редкостным талантом «переводить» визуальный ряд в музыку, не становясь при этом иллюстративным.
Трехсерийная киноэпопея о жизни Ивана Грозного с участием Николая Черкасова, Михаила Жарова, Серафимы Бирман и многих других выдающихся актеров так и не была закончена (третья серия осталась незавершённой). После смерти Эйзенштейна Прокофьев категорически отказывался создавать на основе уже готовых музыкальных номеров единый цикл. Однако через пять лет музыка Прокофьева зазвучала на эстраде: первоначально в редакции Левона Атовмьяна, затем – Абрама Стасевича, а в 2006 году в зале Московского Международного дома музыки оратория «Иван Грозный» прозвучала в новой редакции Владимира Федосеева.
Камерный хор Смольного собора исполнит ораторию в редакции композитора и дирижера Абрама Стасевича, под управлением которого музыка Прокофьева звучала в фильме Эйзенштейна. На основе уже готовых музыкальных номеров Стасевич создал единый цикл – ораторию для солистов, хора, оркестра и чтеца. Партия чтеца – важный формообразующий фактор, объединяющий воедино отдельные части грандиозной эпопеи.
Чтец – народный артист России Николай БУРОВ. В 1974 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. До 1978 года работал в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, где сыграл самые разные роли. В 1978 году получил приглашение в Академический театр драмы им. А.С.Пушкина (ныне – Александринский театр), в котором проработал до 2007 года. Замечательные внешние данные, редкого тембра голос, владение сценической формой позволили ему в короткий срок стать ведущим артистом Александринского театра. Много сил отдает работе на радио и давно уже стал признанным мастером художественного слова: участвует в радиоспектаклях, читает стихи и прозу. С 2006 года – доктор бизнес-администрирования государственной сферы культуры и искусства Международной академии фундаментального образования (оксфордская всемирная система). Секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийского театрального Общества).В 2005 – 2008 гг. председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга. С 2008 года директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». С 2009 года председатель Общественного совета Санкт-Петербурга.
Камерный хор Смольного собора – один из лучших российских хоровых коллективов, с огромным успехом выступающий как в России, так и за рубежом. С момента рождения хора в 1991 г. коллективом руководили Станислав Легков, Андрей Петренко, Эдуард Кротман. С 2004 г. главным дирижером и художественным руководителем хора является заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ. Разножанровый репертуар хора наряду с русской и западноевропейской классикой включает музыку XX и XXI века и редко звучащие образцы музыки отдаленных эпох. Отличительная черта коллектива – сочетание молодости и высокого профессионализма его участников. Практически каждый из тридцати двух хористов, выпускников или студентов Санкт-Петербургской консерватории, способен исполнять сольные партии. Камерный хор Смольного собора – коллектив по-настоящему современный. В его вокальной манере европейская легкость и графичность голосоведения, детальная фразировка и богатство оттенков органично сочетаются с исконно русской насыщенностью тембра. Коллектив регулярно выступает в Смольном, Исаакиевском, Сампсониевском соборах, храме Спаса на Крови, в залах Филармонии и Капеллы, принимает участие в многочисленных фестивалях. Хор гастролировал в Голландии, Испании, Польше, Словении, Эстонии и других странах. Среди постоянных творческих партнеров — симфонические оркестры Санкт-Петербургской филармонии, Государственного Эрмитажа, Государственной капеллы. С хором сотрудничали крупнейшие музыканты, среди которых Кшиштоф Пендерецкий, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов и многие другие.
Государственный симфонический оркестр «КЛАССИКА» основан в 1992 году в Ленинграде Александром КАНТОРОВЫМ, который с тех пор является его главным дирижёром и художественным руководителем. В 1999 году Александру Канторову было присвоено почётное звание заслуженный артист Российской Федерации. Оркестр «Классика» следует лучшим традициям музыкального Петербурга. Основу репертуара составляет наследие «петербургских классиков» – Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Стравинского, а также произведения зарубежных композиторов – от Моцарта до Малера. Концерты оркестра «Классика» регулярно проходят в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской государственной филармонии, а также Колонном зале Педагогического университета имени А.И.Герцена. Коллектив успешно выступает в городах России, активно гастролирует в Великобритании, Италии, Германии, Финляндии, Японии, США и Канаде, где был награжден Почетной грамотой Сената штат Мэн «За укрепление дружбы и взаимопонимания между народами посредством музыки». В 1995 году выступал в Финляндии, где в одном из концертов в сопровождении оркестра пел выдающийся тенор Пласидо Доминго. Оркестром записано несколько пластинок CD с музыкой Моцарта, Генделя и Чайковского.