Концертно-выставочный зал «Смольный собор»
Пятница, 3 июля
Начало в 19:00
П.Чайковский. Воспоминание о Флоренции. Серенада для струнных
Ансамбль «Дивертисмент»
Художественный руководитель, дирижер и солист – заслуженный артист России Илья ИОФФ (скрипка)
Музыка, которая будет исполнена в Смольном соборе 3 июля, широко известна и любима. В концерте прозвучат шедевры русской музыкальной классики – музыка П.И. Чайковского – в исполнении замечательных петербургских музыкантов.
Ансамбль «ДИВЕРТИСМЕНТ» создан в 1990 году. Первым руководителем коллектива в 1990 – 1998 гг. была скрипачка Елена Комарова. С сезона 1998-1999 гг. ансамбль возглавляет скрипач и дирижер Илья Иофф, с приходом которого состав «Дивертисмента» пополнился новыми перспективными музыкантами-солистами, среди которых Лидия Коваленко (скрипка), Михаил Блехер (фортепиано), Григорий Воскобойник (контрабас). Репертуар ансамбля, не ограниченный стилевыми и жанровыми рамками, включает программы, посвященные Баху, Вивальди, Мендельсону, Шнитке, произведения Шостаковича, петербургского композитора Г. Корчмара. Директор «Дивертисмента» – известный музыкант и менеджер Михаил Крайц. Ансамбль выпустил диск с записями произведений Шостаковича, Бартока и Шнитке.
«Серенада для струнного оркестра» – один из ярких примеров «моцартианства» Чайковского. Это произведение необычным образом сочетает в себе приметы «старинной музыки» в первой части (с подзаголовком «пьеса в форме сонатины»), романтическую приподнятость Вальса и Элегии, и праздничное веселье финала, основанного на народно-плясовой теме. Сам композитор чрезвычайно ценил это сочинение и постоянно включал его в программу своих зарубежных гастролей.
«Воспоминание о Флоренции» – одно из самых вдохновенных и совершенных творений великого мастера, которое создавалось Чайковским в любимой им Флоренции, в одно время с написанием оперы «Пиковая дама» (зима и весна 1890 года). Музыкальная атмосфера «Пиковой дамы», с ее трагизмом и тревожной сумрачностью, органично соединилась в «Воспоминании о Флоренции» с мотивами итальянского и русского фольклора. Полна драматизма и страстности первая часть. Изумительная серенада второй части лишь изредка прерывается вторжениями мрачных образов заупокойной литургии. Затаенная грусть третьей части сменяется в финальной, четвертой части упругим ритмом тарантеллы, увесистой поступью марша и самозабвенной народной пляской.
Музыка П. И. Чайковского была исключительно популярна и любима еще при жизни композитора.
Огромная сила воздействия его музыки беспрецедентна и в наше время. На редкость многообразное, необычайно широкое по жанровому охвату наследие Чайковского сегодня стало принадлежностью мировой культуры.