Для представителей прессы, фото-, теле- и радиожурналистов состоялся масштабный пресс-тур «Четыре собора», посвященный предстоящему открытию 24-го концертного сезона.
Пресс-тур завершился пресс-конференцией в Концертно-выставочном зале «Смольный собор» с участием директора ГМП «Исаакиевский собор» народного артиста России Н.В. Бурова, главного режиссёра заслуженного артиста России В.В. Гордиенко, художественного руководителя и главного дирижёра Камерного хора Смольного собора заслуженного артиста России В.Е. Беглецова. На пресс-конференции журналисты узнали о новшествах и обретениях минувшего года в жизни четырех соборов, о главных событиях предстоящего концертно-выставочного сезона, об открытии нового концертного сезона.
Государственный Музей-памятник «Исаакиевский собор» – Музей четырех соборов – это четыре выдающихся памятника зодчества разных эпох и стилей: Смольный собор, Спас на крови, Сампсониевский собор, Исаакиевский собор. Все четыре собора – не только памятники церковной архитектуры Петербурга, но и действующие храмы, и музеи, и концертные площадки, каждая из которых по-своему уникальна, и выставочные залы, предлагающие публике оригинальные, художественно незаурядные экспозиции.
Когда в 2011 году пресс-тур «Четыре собора» был проведён впервые, в нём приняло участие более 50 представителей СМИ; в 2012 году он собрал более 60 человек. Пресс-тур неизменно вызывает живейший интерес среди журналистов. Цель пресс-тура – презентация многоплановой концертно-выставочной деятельности четырех соборов, представление новостей, планов и главных событий предстоящего сезона, включая новые программы и творческие проекты Камерного хора Смольного собора, которым сегодня руководит з. а. России Владимир Беглецов.
В каждом из четырёх храмов-музеев участников пресс-тура ждала новая, специально для них разработанная программа, включающая знакомство с последними новостями, новыми реалиями и важнейшими проектами музейной и концертной жизни.
В Спасе на крови (храм Воскресения Христова) журналистам рассказали о проекте воссоздания алтарных топазовых крестов, о тайнах огранки, преломления света и других сложнейших задачах, которые стоят перед реставраторами. Когда-то топазовые кресты, изготовленные по рисункам А.А.Парланда, венчали кокошники иконостаса Спаса на крови. А в 20-е годы XX века они оказались утрачены. Выступление Камерного хора Смольного собора во главе с художественным руководителем Владимиром Беглецовым в этом храме с непревзойдённой акустикой стало для участников пресс-тура одним из сильнейших эмоциональных акцентов.
В Исаакиевском соборе журналистам представили проект «Увидеть храм руками» для людей, имеющих ограничения по зрению. Продемонстрирован подъемник, призванный сделать доступной верхнюю зону Исаакиевского собора для людей с ограниченными возможностями. Журналистам рассказали о прошедшем 12 сентября торжественном чине освящения 14 колоколов для юго-восточной звонницы собора, о судьбе старых колоколов. Звонарь продемонстровал звучание колоколов.
В Сампсониевском соборе участников пресс-тура ждало продолжение темы колоколов. Знаменитый (и один из самых древних в Петербурге) колокол этого храма в июне переступил 250-летний юбилей. В начале XIX века писали, что «у колокола Сампсониевского собора глубокий, бархатно-тягучий «медовый» голос»... Напомним, что старейший в городе собор заложен Петром I в ознаменование победы в Полтавской битве и украшен уникальным деревянным барочным иконостасом. Сампсониевский собор знаменит также благодаря бесценной коллекции икон, относящихся к первой половине XVIII века. В этом уникальном собрании хранятся и такие реликвии, как «Лицевые святцы» (это самые большие иконы подобного рода в Санкт-Петербурге).
Завершился пресс-тур в Концертно-выставочном зале «Смольный собор». Здесь для журналистов будет звучать клавесин, приобретённый в июне 2013 года. Инструмент сделан голландскими специалистами и является точной копией клавесина, который создал в 1756 году знаменитый парижский мастер XVIII века Анри Хемш. Сегодня в мире насчитывается всего лишь пять клавесинов Хемша. Полнозвучный инструмент обладает благородным звучанием, полным утончённых нюансов. Аутентичен не только голос клавесина, но и его «лицо»: эффектный внешний вид инструмента несет печать роскошного и прихотливого стиля барокко. Михаил Блехер (клавесин) и Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» подарят участникам пресс-тура возможность самим оценить музыкальные качества нового инструмента.
Затем прошла пресс-конференция, на которой журналисты смогли не только выслушать директора ГМП «Исаакиевский собор» Н.В. Бурова, главного режиссёра В.В. Гордиенко, художественного руководителя и главного дирижёра Камерного хора Смольного собора В.Е. Беглецова, но и задать им вопросы.
Специальный подарок участникам пресс-тура – подъем на звонницу Смольного собора, где тоже появилось новшество: на смотровых площадках установлены бинокуляры с 20- и 35-кратным увеличением. Звонница – самая высокая музейная смотровая площадка города, с нее открывается панорама излучины Невы, Воскресенского Смольного монастыря и Смольного института, видны раскопки крепости Ниеншанц и другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Смотровая площадка расположена на высоте 50 метров, к ней ведут 277 ступеней. Особый интерес представляет проход по чердачным помещениям Смольного собора, где можно увидеть уникальные конструкции времен Ф.Б. Растрелли, устройство сводов и кровли, старинную кирпичную кладку.
И еще о подарках: в пресс-папках, помимо информационных материалов, участники нашли раритетный диск, выпущенный малым тиражом специально к пресс-туру, с видеозаписью фрагментов фильма В. Непевного и В. Гордиенко «Литургия Сергея Рахманинова» с участием Камерного хора Смольного собора под руководством Владимира Беглецова.