22.07.2016

Творчество В.М.Васнецова

Творчество Виктора Михайловича Васнецова (3 [15] мая 1848 – 23 июля 1926) уже давно стало известно широкому кругу любителей искусства не только произведениями сказочной тематики, но и монументальными картинами на религиозные сюжеты. Работа над церковными заказами привлекала художника возможностью создания «большого национального стиля», в них он видел возрождение и продолжение древних традиций православия.

Для храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге В. М. Васнецовым исполнен относительно небольшой объём работ – в это время художник выполнял крупный заказ для Владимирского собора в Киеве. В петербургском храме можно видеть мозаики, набранные по картонам Васнецова: для центрального иконостаса «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем», четыре композиции Страстного цикла («Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Сошествие во ад») для фронтонов крылец и изображение серафима для тимпана северо-восточной главы. В работах по оформлению фасадов сказалось мастерство Васнецова как монументалиста, умело соединившего композицию религиозного сюжета с архитектурными формами.

Отдельно стоит отметить мозаики по картонам художника, занимающие центральное место в оформлении иконостаса. Придерживаясь византийских приёмов, Васнецов создаёт строгие и спокойные образы, наделяя их в то же время особой одухотворённостью, передавая их внутренний мир: торжественное и монументальное изображение Спасителя поражает простотой и величием духа, а нежный лиричный лик Богородицы пронизан материнской тревогой, предчувствием грядущей утраты и скорби. Особую роль в работах играет приглушённый колорит и декоративный фон.

Мозаики по картонам В. М. Васнецова, набранные для храма Воскресения Христова в мозаичном отделении Академии Художеств, отличает высокий художественный уровень подбора смальты и точность передачи живых красок оригинала. Этому способствовало использование особого вида смальты – т. н. отражательного огня – отличающейся особой силой, чистотой, яркостью красок и особыми цветовыми переходами, способными передавать различные эффекты живописи.