3.02.2016

«Всенощное бдение» Рахманинова в Спасе на крови

В Спасе на крови прозвучало «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова в исполнении одного из лучших российских хоровых коллективов – Камерного хора Смольного собора под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова.

Премьера «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова состоялась 10 марта 1915 г. в Большом зале Дворянского собрания (Москва) в исполнении Синодального хора под управлением Н.М. Данилина. Опыт сочинения в жанре духовной музыки у Рахманинова к тому времени уже имелся. В 1910 году была написана музыка к Литургии Иоанна Златоуста. В советские времена упоминание этого произведения в печати было возможно только в безымянном варианте – Соч. 37. Долгие годы его вообще не исполняли. Сегодня «Всенощная» звучит часто, но, как правило, в концертных залах. В храмах она не прижилась из-за сложности собственно исполнительских задач и эмоциональной температуры, слишком высокой для сопровождения церковного обряда. Вместе с тем эта «монументальная хоровая симфония», шедевр полифонического мышления (число голосов достигает двенадцати), создана в полном соответствии с богослужебной традицией.

Произведение, созданное для исполнения в храме – «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова – публика услышала в аутентичной среде, в Спасе на крови, с его уникальной акустикой. Духовная музыка русских композиторов является украшением репертуара Камерного хора Смольного собора, который внёс огромный вклад в возрождение и развитие традиций исполнения русской духовной музыки.

Камерный хор Смольного собора основан в 1991 г. С 2004 г. главным дирижером и художественным руководителем хора является заслуженный артист России Владимир Беглецов. Репертуар хора наряду с русской и западноевропейской классикой включает музыку XX века и редко звучащие образцы музыки отдаленных эпох. Отличительная черта коллектива – сочетание молодости и высокого профессионализма его участников. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Пярта и Гаврилина, Шнитке и Стравинского. Именно в исполнении Камерного хора Смольного собора состоялась мировая премьера кантаты Г. Свиридова «Бич Ювенала», впервые прозвучали в Петербурге «Утреня» и «Польский реквием» К. Пендерецкого. Камерному хору Смольного собора также доверяли свои премьерные исполнения Леонид Десятников, Александр Кнайфель, Зденек Мерта, Сергей Екимов, Владимир Раннев, Анатолий Королев. Коллектив регулярно выступает в Смольном, Исаакиевском, Сампсониевском соборах, храме Спаса на Крови, в залах Филармонии и Капеллы, принимает участие в многочисленных российских и зарубежных фестивалях. Среди постоянных творческих партнеров — симфонические оркестры Санкт-Петербургской филармонии, Государственного Эрмитажа, Государственной капеллы. С хором сотрудничали крупнейшие музыканты, среди которых Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие.

Слушатели получили уникальный шанс посетить Спас на крови, один из красивейших соборов-музеев Петербурга, в момент, когда там нет скопления туристов и великолепие храмового убранства кажется особенно насыщенным и одухотворенным. Слушателям концертов, проходящих в музее-памятнике «Спас на крови», не приходится стоять: изящные прозрачные кресла органично вписываются в интерьеры собора.