4 марта в Никольском соборе Ярославова дворища (Великий Новгород) состоялось торжественное открытие выставки «Возрождение утраченного…». Выставка посвящена работе художников-реставраторов, трудившихся над восстановлением живописного убранства Исаакиевского собора после Великой Отечественной войны.

Мероприятие началось с приветственного слова директора Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Натальи Васильевны Григорьевой в Никольском соборе. Наталья Васильевна рассказала, что тема возрождения утраченного важна для Новгорода, трогательна и памятна – тема возрожденных и утраченных фресок, возрожденного и утраченного культурного наследия звучит во всех музейных проектах.

Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров обратил внимание гостей на то, что это не первое совместное мероприятие; рассказал, какие именно проекты были реализованы музеями.

Юрий Витальевич представил выставку, которая знакомит с одной из главных для музея тем – с темой реставрации. «Исаакиевский собор – огромное здание, которое из-за своих размеров сразу обнаружило проблемы. Его еще не достроили, еще не освятили, а собор уже стал требовать новых работ», отметил директор музея-памятника.

Выставка – дань памяти тем людям, благодаря которым Исаакиевский собор выстоял в военные годы и которые восстанавливали живопись в соборе в послевоенное время. Также Юрий Витальевич в своем выступлении осветил жизнь собора в военное время: «в соборе в войну трудились и жили сто сотрудников музеев Ленинграда и пригородов. В нем хранились экспонаты, которые не успели вывезти за линию фронта – Исаакиевский собор один из замечательных памятников блокада, героизма наших людей, верности своему долгу и любви к Отечеству и к людям».

В завершении своей речи Юрий Витальевич пригласил желающих на выставку «Чтобы помнили…», которая располагается в подвале Исаакиевского собора.

Юрий Витальевич поделился своими впечатлениями от посещения выставки мастерской выдающихся реставраторов Грековых и поблагодарил за нее руководство Новгородского музея-заповедника. Об этой выставке Наталья Васильевна Григорьева рассказала подробнее.

С приветственным словом выступил владыко Арсений епископ Юрьевский, викарий Новгородской епархии. Поблагодарив участников и организаторов выставки, он пожелал, чтобы следующее поколение сотрудников музея, а также специалисты по реставрации переняли от реставраторов послевоенного времени, которых вспоминали на выставке и тех, кто трудится сейчас, их мастерство, умение, профессионализм. «Пусть чаще проходят подобные выставки, и работа реставраторов станет более известной, что послужит популяризации сохранения нашего общего культурного и духовного наследия», добавил епископ Арсений.

Профессор Санкт-Петербургской Академии художеств Нина Сергеевна Кутейникова – крупный специалист по церковному искусству, академик, подчеркнула многоаспектность выставки: «на этой выставке мы можем говорить о реставраторах, очень широко об истории Академии художеств, об истории мозаичного искусства. Именно с Исаакиевского собора начинается третий период развития мозаичного искусства в России. На примере реставраторов мы можем посмотреть, как развивалась школа реставрации в советский период».

На мероприятии присутствовал Владимир Константинович Стразов,  почетный реставратор Санкт-Петербурга, заслуженный художник России. Многие живописные произведения, которые можно увидеть в Исаакиевском соборе, отреставрированы им и его помощниками. Владимир Константинович рассказал, что ему повезло работать с реставраторами послевоенного периода, чьи эскизы и картоны представлены на выставке. «Задача реставратора – перенять от предыдущих поколений вещь, сохранить ее, привести в порядок, и передать следующему поколению. Счастлив, что работали с ними, многому у них научились, переняли многое». Он поблагодарил Новгородский музей-заповедник за гостеприимство и дал высокую оценку работе Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», проводимой ныне, и поблагодарил музей и его руководство.

Исполнительный директор Союза реставраторов Санкт-Петербурга Ольга Юрьевна Карпакова поприветствовала гостей мероприятия и рассказала, что прошлый год был ознаменован 75-летием Ленинградской школы реставраторов. Праздник по понятным причинам перенесли на нынешний год. Высказала теплые слова в адрес новгородцев и их любви к своему городу.

Завершила мероприятие заведующая сектором экспозиционно-выставочного отдела музея-памятника «Исаакиевский собор», куратор выставки Марина Евгеньевна Хайрединова. Она выразила слова благодарности всем, кто помогал делать эту выставку, и провела экскурсию по выставке для всех желающих.

В мероприятии приняло участие большое количество сотрудников Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». За несколько часов до начала торжественной церемонии для них было организовано несколько увлекательных и познавательных экскурсий по экспозициям Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Среди гостей из Санкт-Петербурга был ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман, настоятель церкви святой Марии Магдалины, протоиерей Даниил Ранне, а также новгородцы – клирик Новгородской епархии протоиерей Александр Ранне, музейные, научные специалисты Великого Новгорода. Участники и гости мероприятия получили памятные каталоги выставки «Возрождение утраченного…».

О выставке

Грандиозные росписи собора, созданные выдающимися мастерами XIX века, являются ценными образцами русской монументальной живописи. Выполненные маслом по сухой штукатурке, эти росписи чрезвычайно чувствительны к перепадам температуры и влажности, и поэтому они значительно пострадали в годы войны. В холодные блокадные зимы стены и своды неотапливаемого собора промерзали насквозь, а при наступлении тепла медленно оттаивали. Поверх живописи проступала влага. Отсыревшая штукатурка под росписями отставала от кирпичной кладки, образуя пустоты, и грозила обрушением. Красочный слой вздувался и осыпался, лак мутнел и разлагался.

После войны более половины картин аттика находились в аварийном состоянии, утраты некоторых составляли от 40 до 60 процентов площади живописи. Часть росписей из-за протечек была уничтожена полностью.

Для спасения живописного убранства собора требовались безотлагательные меры. Реставрационные работы начались в 1947 году. В первую очередь осуществлялась консервация живописных произведений для предотвращения дальнейшего разрушения. В 1954 году под руководством Я. А. Казакова, автора основной методики реставрации монументальной живописи, позднее удостоенного Ленинской премии за работы в области реставрации, началось восстановление живописи. Перед началом работ выполнялась фотофиксация состояния росписей. Кроме того, поскольку полихромная фотография того времени не могла обеспечить точную передачу цвета, для каждого произведения карандашом и акварелью создавались специальные реставрационные схемы с показанием состояния красочного и штукатурного слоев и детального плана работ. Для воссоздания утраченных фрагментов реставраторы выполняли живописные реставрационные схемы, позволившие с максимальной достоверностью восстановить авторский замысел.

Создание живописных схем было необходимо по объективным причинам. Установленные в соборе реставрационные леса и недостаточное освещение в верхней части здания не позволяли составить представление об общем колорите росписей и препятствовали целостному восприятию живописного ансамбля в целом и каждого отдельного произведения (тем более, что размеры некоторых из них достигали 250 кв. м).

Подобные схемы составлялись и для мозаичных произведений. Посетители выставки могут увидеть тщательно прорисованные кусочки смальты на живописных эталонах, созданных для восполнения утраченных фрагментов мозаик.

В коллекцию Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» входят около ста живописных схем, значимых для изучения истории реставрации монументальной живописи. Многие схемы выполнены в размере оригинала, что дает возможность увидеть вблизи фрагменты произведений, находящихся в соборе на большой высоте, и в полной мере оценить размах и грандиозность его живописного убранства. Часть этой коллекции представлена на выставке.

Небольшой фрагмент выставки – зарисовки, выполненные Николем Матвеевичем Синяковым, принимавшим участие в реставрации живописи Исаакиевского собора. На этих рисунках изображены портреты его коллег-реставраторов, а также нехитрый инвентарь, которым пользовались художники-реставраторы тех трудных послевоенных лет.

Выставка организована Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» совместно с Новгородским Государственным объединенным музеем-заповедником.

 

Новгородское областное телевидение:
В музее-заповедник открылась экспозицию, посвященная восстановлению Исаакиевского собора