В Часовне-музее Спаса на Крови открылась временная выставка «Ищите и обрящете».
Выставка новых поступлений в Часовне-музее храма-памятника «Спас на Крови» знакомит посетителей с результатами собирательской работы музея.
Среди различных аспектов музейной деятельности комплектование, т. е. поиск, выявление и приобретение в фонды новых произведений, является, пожалуй, самым интересным и увлекательным. В последние два года это направление стало приоритетным в работе музея, что вскоре дало заметные результаты.
В 2018–2020 годах в фонды Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» проступило 89 музейных предметов, имеющих художественное, историческое и мемориальное значение. Среди новых поступлений – живопись, декоративно-прикладное искусство, медали, документы.
Одним из наиболее ценных приобретений стали иконы с изображением святого преподобного Исаакия Далматского. Удивительно, но его изображения встречаются крайне редко, и за последнее десятилетие не удалось обнаружить ни одной иконы святого, в честь которого был освящен один из главных памятников Санкт-Петербурга. И вот наконец удача! В городах Угличе и Рыбинске были найдены и приобретены в фонды музея сразу пять икон святого Исаакия.
Среди приобретенных произведений декоративно-прикладного искусства особую гордость музея вызывают предметы, имеющие не только художественное, но и мемориальное значение, исторически связанные с Исаакиевским собором и храмом Воскресения Христова (Спасом на Крови). Напрестольный серебряный крест с резными перламутровыми вставками был подарен Исаакиевскому собору купцами Санкт-Петербурга 1 июня 1859 года, о чем гласит гравированная надпись на его боковых сторонах. Второй серебряный напрестольный крест явился вкладом храму Воскресения Христова от Духовной академии Санкт-Петербурга. Ещё один крест – в русском стиле, с живописными вставками и гравировкой – был поднесен в дар храму Воскресения Христова в 1908 году, о чем свидетельствует надпись в его основании. Этот крест был обнаружен в городе Бежецк Тверской области. Серебряная кружка с гравированным изображением Исаакиевского собора, изготовленная Фабрикой золотых, серебряных и бронзовых изделий А. Постникова, также имеет мемориальную ценность. На ее тулове надпись: «въ память 40летия освященìя Собора во имя / св. Исаакìя Далматскаго / 30 мая 1858–1898 / по особому заказу отъ князей / Юсуповыхъ».
Окончание строительства храма-памятника «Спас на Крови» в 1907 году вызвало появление памятных подарков и многочисленных сувениров, посвященных этому событию. Сотрудникам музея удалось найти серебряную подарочную кружку с рельефным изображением сцен рыцарских сражений и надписью «За участие в постройке храма Воскресения Христова/ худ. В.В. Беляев»», а также более скромную, медную, «В память освящения храма Воскресения Христова». Еще одна удивительная находка – письменный прибор, принадлежавший архитектору А. А. Парланду.
За последние два года собрание музея пополнилось замечательными образцами изделий из художественного металла: прекрасно сохранившаяся дарохранительница конца XVII – начала XVIII веков, «трилистниковые» напрестольные кресты, несколько серебряных подносов с великолепно выполненными гравированными изображениями памятника Николаю I, Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя.
Также были приобретены литургические предметы, не имевшиеся прежде в фондах музея – выполненные из серебра потир и кадило XIX века. Большой интерес представляет напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе с живописными эмалевыми вставками. Текстовая часть датируется 1774 годом, оклад – 1872 годом.
Интересна икона современного, но уже хорошо известного художника Георги Христова Панайотова «Святой Исаакий Далматский с предстоящими императорами Александром I, Николаем I, Александром II и архитектором Огюстом Монферраном». Она продолжает традицию написания иконы «с донаторами». Начиная работу над этим произведением, художник тщательно изучил сохранившиеся изображения святого, что позволило ему в рамках канона византийской и древнерусской живописи предпринять собственные поиски в области расширения существующей иконографии, техники живописи и технологии использования материалов. Произведение отличает высокое качество исполнения, успешное сочетание традиций и индивидуального авторского художественного осмысления образа.
Большой удачей для музея стало приобретение картины художника А. Т. Маркова на библейский сюжет «Иосиф в Египте принимает отца и братьев». Профессор Академии художеств А. Т. Марков получил заказ на создание одноименной росписи для Исаакиевского собора в 1843 году. В 1844 году его эскизы были утверждены и художник начал работу, однако в 1848 году, когда рисунок был окончен и наполовину растушеван, на стене появились пятна. Грунт был сделан заново, и Марков продолжил работу. Роспись была завершена в 1850 году, однако на живописи снова появились пятна. Автор отказался бесплатно устранять повреждения, и исправление было поручено другому художнику – Э. А. Плюшару, завершившему работу в 1857 году. Вместе с тем из отчета Академии художеств за 1850–51 годы известно, что А. Т. Марков в это время писал «этюды по живописи Исаакиевского собора». С большой долей вероятности можно предположить, что приобретенное художественное произведение представляет собой миниатюрную авторскую копию росписи А. Т. Маркова, дошедшей до наших дней только в интерпретации Э. А. Плюшара.
Среди новых поступлений музея предметы не только исторические, но и современные. Это памятные медали, изготовленные по заказу музея к юбилейным датам – 200-летию начала строительства Исаакиевского собора и 100-летию со дня смерти архитектора А. А. Парланда. Это и современные изделия из фарфора, на которых изображены Исаакиевский собор и Спас на Крови. Жизнь музея обращена к вечности, и уже через каких-нибудь 50 лет эти предметы станут артефактами нашего времени и свидетельством неиссякаемого интереса художников к образам храмов-памятников нашего музея.