19.03.2020

«Ищите и обрящете...»

В Часовне-музее Спаса на Крови открылась временная выставка «Ищите и обрящете».

Выставка новых поступлений в Часовне-музее храма-памятника «Спас на Крови» знакомит посетителей с результатами собирательской работы музея.

Среди различных аспектов музейной деятельности комплектование, т. е. поиск, выявление и приобретение в фонды новых произведений, является, пожалуй, самым интересным и увлекательным. В последние два года это направление стало приоритетным в работе музея, что вскоре дало заметные результаты.

В 2018–2020 годах в фонды Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» проступило 89 музейных предметов, имеющих художественное, историческое и мемориальное значение. Среди новых поступлений – живопись, декоративно-прикладное искусство, медали, документы.

Одним из наиболее ценных приобретений стали иконы с изображением святого преподобного Исаакия Далматского. Удивительно, но его изображения встречаются крайне редко, и за последнее десятилетие не удалось обнаружить ни одной иконы святого, в честь которого был освящен один из главных памятников Санкт-Петербурга. И вот наконец удача! В городах Угличе и Рыбинске были найдены и приобретены в фонды музея сразу пять икон святого Исаакия.

Среди приобретенных произведений декоративно-прикладного искусства особую гордость музея вызывают предметы, имеющие не только художественное, но и мемориальное значение, исторически связанные с Исаакиевским собором и храмом Воскресения Христова (Спасом на Крови). Напрестольный серебряный крест с резными перламутровыми вставками был подарен Исаакиевскому собору купцами Санкт-Петербурга 1 июня 1859 года, о чем гласит гравированная надпись на его боковых сторонах. Второй серебряный напрестольный крест явился вкладом храму Воскресения Христова от Духовной академии Санкт-Петербурга. Ещё один крест – в русском стиле, с живописными вставками и гравировкой – был поднесен в дар храму Воскресения Христова в 1908 году, о чем свидетельствует надпись в его основании. Этот крест был обнаружен в городе Бежецк Тверской области. Серебряная кружка с гравированным изображением Исаакиевского собора, изготовленная Фабрикой золотых, серебряных и бронзовых изделий А. Постникова, также имеет мемориальную ценность. На ее тулове надпись: «въ память 40летия освященìя Собора во имя / св. Исаакìя Далматскаго / 30 мая 1858–1898 / по особому заказу отъ князей / Юсуповыхъ».

Окончание строительства храма-памятника «Спас на Крови» в 1907 году вызвало появление памятных подарков и многочисленных сувениров, посвященных этому событию. Сотрудникам музея удалось найти серебряную подарочную кружку с рельефным изображением сцен рыцарских сражений и надписью «За участие в постройке храма Воскресения Христова/ худ. В.В. Беляев»», а также более скромную, медную, «В память освящения храма Воскресения Христова». Еще одна удивительная находка – письменный прибор, принадлежавший архитектору А. А. Парланду.

За последние два года собрание музея пополнилось замечательными образцами изделий из художественного металла: прекрасно сохранившаяся дарохранительница конца XVII – начала XVIII веков, «трилистниковые» напрестольные кресты, несколько серебряных подносов с великолепно выполненными гравированными изображениями памятника Николаю I, Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя.

Также были приобретены литургические предметы, не имевшиеся прежде в фондах музея – выполненные из серебра потир и кадило XIX века. Большой интерес представляет напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе с живописными эмалевыми вставками. Текстовая часть датируется 1774 годом, оклад – 1872 годом.

Интересна икона современного, но уже хорошо известного художника Георги Христова Панайотова «Святой Исаакий Далматский с предстоящими императорами Александром I, Николаем I, Александром II и архитектором Огюстом Монферраном». Она продолжает традицию написания иконы «с донаторами». Начиная работу над этим произведением, художник тщательно изучил сохранившиеся изображения святого, что позволило ему в рамках канона византийской и древнерусской живописи предпринять собственные поиски в области расширения существующей иконографии, техники живописи и технологии использования материалов. Произведение отличает высокое качество исполнения, успешное сочетание традиций и индивидуального авторского художественного осмысления образа.

Большой удачей для музея стало приобретение картины художника А. Т. Маркова на библейский сюжет «Иосиф в Египте принимает отца и братьев». Профессор Академии художеств А. Т. Марков получил заказ на создание одноименной росписи для Исаакиевского собора в 1843 году. В 1844 году его эскизы были утверждены и художник начал работу, однако в 1848 году, когда рисунок был окончен и наполовину растушеван, на стене появились пятна. Грунт был сделан заново, и Марков продолжил работу. Роспись была завершена в 1850 году, однако на живописи снова появились пятна. Автор отказался бесплатно устранять повреждения, и исправление было поручено другому художнику – Э. А. Плюшару, завершившему работу в 1857 году. Вместе с тем из отчета Академии художеств за 1850–51 годы известно, что А. Т. Марков в это время писал «этюды по живописи Исаакиевского собора». С большой долей вероятности можно предположить, что приобретенное художественное произведение представляет собой миниатюрную авторскую копию росписи А. Т. Маркова, дошедшей до наших дней только в интерпретации Э. А. Плюшара.

Среди новых поступлений музея предметы не только исторические, но и современные. Это памятные медали, изготовленные по заказу музея к юбилейным датам – 200-летию начала строительства Исаакиевского собора и 100-летию со дня смерти архитектора А. А. Парланда. Это и современные изделия из фарфора, на которых изображены Исаакиевский собор и Спас на Крови. Жизнь музея обращена к вечности, и уже через каких-нибудь 50 лет эти предметы станут артефактами нашего времени и свидетельством неиссякаемого интереса художников к образам храмов-памятников нашего музея.

 

 

Ф. С. Завьялов. Благовещение. 1847. Холст, масло
А. Т. Марков. Иосиф в Египте принимает отца и братьев. 1840-е. Холст, масло
Неизвестный художник. Св. бессребреник Косма, пр. Исаакий Далматский, ап. Иаков, брат Божий, бессребреник Дамиан, царевич Димитрий Угличский. Вторая половина XIX века
Евангелие напрестольное. Печать 1774; оклад 1872 (?). Бумага, дерево, серебро, бархат, стекло, латунь, печать типографская, гравюра на меди, чеканка, позолота, гравировка, эмаль
Г. Х. Панайотов. Икона Божией Матери Иверская. 2020. Дерево, акрил, золото сусальное
Кружка с изображением Исаакиевского собора. Фабрика золотых, серебряных и бронзовых изделий А. Постникова, Москва. Около 1898. Серебро, литье, чеканка, гравировка, пайка, позолота
Кружка с изображением Исаакиевского собора. Фабрика золотых, серебряных и бронзовых изделий А. Постникова, Москва. Около 1898. Серебро, литье, чеканка, гравировка, пайка, позолота
Дарохранительница. Конец XVII – начало XVIII века. Серебро (?), дерево, литье, пайка, чеканка, позолота
Кадило. 1861. Серебро (?), штамповка, пайка, гравировка