14 сентября в Голубом зале Музея Академии художеств состоялось торжественное открытие выставки «Академик исторической живописи Иоганн Конрад Дорнер».
Открыли мероприятие директор Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии художеств А. Ю. Мудров и директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетный член Российской академии художеств Ю. В. Мудров. Алексей Юрьевич поблагодарил гостей за внимание к сегодняшнему событию, а также отметил, что это не первый выставочный проект, подготовленный совместными усилиями. Юрий Витальевич рассказал гостям, что идея организовать выставку родилась после выхода в свет первой научной монографии о малоизученном художнике Иоганне Конраде Дорнере (1809-1866), автор которой О. А. Жарковская, в прошлом сотрудник ГМП «Исаакиевский собор», ныне работник Государственного Эрмитажа. Юрий Витальевич огласил список музеев и организаций, которые приняли участие в выставочном проекте, выразив благодарность и надежду на дальнейшее совместное сотрудничество.
С приветственными словами к гостям и участникам выставки обратились заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе и филиалам Новгородского государственного объединенного музея-заповедника О. А. Рудь, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I И. П. Киселев, ведущий научный сотрудник Русского музея Е. И. Столбова, руководитель аппарата Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К. Н. Гриневич.
Одним из ключевых событий торжественного открытия стала презентация книги «Иоганн Конрад Дорнер». Автор книги О. А. Жарковская рассказала об издании, которое включает в себя научное исследование произведений И. К. Дорнера, каталог репродукций, копий и изображений его работ в интерьерах, приложение с типами авторских подписей. Издание имеет обширный изобразительный материал (более 270 иллюстраций), позволяющий составить представление обо всех работах мастера, выявленных автором на момент выхода монографии в музеях и частных собраниях России и Европы.
Издание можно приобрести в киосках Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
В адрес участников и гостей выставки поступил приветственный адрес руководства Государственного Эрмитажа, подписанный М. Б. Пиотровским и Г. В. Вилинбаховым.
Специально к мероприятию был подготовлен и издан календарь на 2024 год, посвященный художнику. В издание вошли изображения 12 икон для алтарных преград Исаакиевского собора, отделяющих главный алтарь от приделов св. великомученицы Екатерины и св. благоверного князя Александра Невского, выполненные художником в 1847–1852 гг.
В качестве памятного подарка календарь получили гости и участники праздничной церемонии.
На выставке представлена портретная живопись художника из коллекций ведущих музеев и частных собраний. Впервые вне стен Исаакиевского собора зрители могут увидеть исполненные с высоким мастерством и гармонично сочетающиеся с художественно-декоративным убранством иконы-картины из алтарной части храма-памятника. Основой данного крупного межмузейного проекта стали десятки эскизов и рисунков Дорнера из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Иоганн Конрад Дорнер (1809–1866) принадлежит к тем художникам, которые не вошли в большую историю искусства, но послужили формированию культурного фона своей эпохи. Однако со временем имя Дорнера впало в безвестность; его работы лишь частично сохранились до нашего времени в музеях и частных собраниях России и Европы. Наиболее полная коллекция произведений находится в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор».
Выпускник Королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене, Дорнер значительную часть жизни провел в Российской империи: сначала в остзейских губерниях, занимаясь преимущественно портретированием, затем в Санкт-Петербурге, где был удостоен звания академика Императорской Академии художеств.
В кафедральном храме столицы империи — Исаакиевском соборе — Дорнер создал масштабный цикл из двенадцати образов для алтарной части. Фигуры святых на иконах написаны маслом и окружены орнаментальным рельефным фоном, выполненным с применением сусального золота и кварцевого песка.
В 2023 году исполняется 170 лет с тех пор, как Дорнер завершил свой пятилетний труд по созданию образов Исаакиевского собора. Он так и не увидел свои работы установленными в храме, так как покинул Петербург в 1853 году (в это время в здании еще продолжалась облицовка стен мрамором). Последний период жизни, отмеченный творческой зрелостью, мастер прожил в Риме, где создавал полотна на библейские и литературные сюжеты.
Участники выставки:
Экспозиция действует до 3 декабря 2023 года в часы работы музея Академии художеств.