25 мая в Часовне-музее состоялось торжественное открытие выставки «Город и горожане. Повседневная жизнь Петербурга в художественной культуре XIX века», приуроченной к 320-летию основания Санкт-Петербурга.
Выставку открыл директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров. Он поблагодарил всех участников проекта за проделанную работу, связанную с подготовкой и проведением знаковой выставки. Со словами признательности Юрий Витальевич поименно обратился к сотрудникам музея, непосредственно принимавшим участие в организации выставки, а также выразил отдельную благодарность за прекрасный каталог директору типографии «ДИТОН» Григорию Семеновичу Егорову и дизайнеру Светлане Владимировне Улановой.
С ответным словом выступил директор типографии «ДИТОН». Григорий Семенович поздравил всех собравшихся на мероприятии с открытием выставки и отметил, что работы, которые вошли в каталог, выглядят впечатляюще.
К гостям и участникам обратилась заместитель директора по научной работе Анна Викторовна Голованова. Она отметила, что на ее взгляд, это одна из самых удачных выставок, проведенных в Часовне-музее. Все представленные работы уникальны, имеют большую культурную и историческую ценность и являются частью коллекции Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
В завершение начальник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Марина Евгеньевна Хайретдинова провела для гостей мероприятия экскурсию по экспозиции.
Посетители выставки смогут увидеть более 70 предметов из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Экспозиция представляет художественные работы известных мастеров «золотого века» русской культуры.
Популяризации графического искусства в XIX веке способствовали открывавшиеся в столице Российской империи мастерские А. Плюшара В. Плавильщикова, В. Ф. Тимма и других талантливых издателей и знатоков типографского дела. Многочисленные гравюры и литографии, вошедшие в экспозицию, сохранились благодаря их широкому распространению, с годами не утратив своей художественной ценности.
В центре внимания художников и граверов оказалось не только архитектурное великолепие парадного Петербурга, но и его жители. Усиливался акцент на «обитаемости» города — стаффаж (от нем. staffieren — украшать картины фигурами) не просто придавал композиции завершенность, но привносил сюжетность и формировал представление о характерных особенностях повседневности города на Неве. Прогуливающиеся дамы, несущиеся на всех парах конные экипажи, спешащие чиновники, разносчики и торговцы наполняли произведения динамикой и дыханием настоящей городской жизни.
Одним из наиболее значимых событий в жизни Петербурга этого периода стало возведение Исаакиевского собора, начавшееся в 1818 году. Продолжавшееся сорок лет масштабное строительство, потребовавшее применения многочисленных технических новшеств, стало темой общественных дискуссий. Резонанс вокруг грандиозного проекта Огюста Монферрана нашел воплощение в искусном скульптурном шарже, созданном в 1848 году господином В. Лене. Эта работа, представляющая необычный художественный жанр и хранящаяся сегодня в фондах музея, стала ярким дополнением выставки.
Интересно, что художественные изображения самого Исаакиевского собора начали появляться задолго до того, как его смогли увидеть жители города. После публикации архитектором проектов здания и его фасадов многие художники стремились «заглянуть в будущее» и представить городские виды с уже возведенным храмом. Поэтому на гравюрах, созданных до внесения и утверждения существенных изменений в облик собора, можно увидеть первоначальный замысел зодчего. Наиболее точные и впечатляющие литографии панорам, открывающих вид на величественный Исаакиевский собор, были созданы французом Ф. Бенуа по оригиналам О. Р. Монферрана.
Внимательный взгляд творцов художественной летописи Санкт-Петербурга не упускал и других важнейших архитектурных доминант, вокруг которых концентрировалась бурная городская жизнь. На литографиях художника и графика А. Дюрана можно увидеть Петропавловский собор, Михайловский замок, возвышающийся над зеленью Летнего сада, по аллеям которого прогуливаются горожане, Александринский театр, окруженный ожидающими представления зрителями, смотровую вышку на Большой Морской улице, заполненной местными рабочими и торговцами. На гравюрах Ф. Перро, М. Дамам-Демартре, С. Ф. Галактионова гражданские и торговые судна, парусники, баржи и рыбацкие плоты движутся по невским водам мимо возвышающихся зданий Академии художеств, Биржи и Адмиралтейства.
Особого внимания заслуживают изображения русской зимы — заснеженные улицы, заполненные каретами и санями; укутанные в меха горожане, поглощенные зимними развлечениями; соревнования конных троек на льду Невы, огромные катальные горки и масленичные гуляния — все это открывает целый мир персонажей и сюжетов.
Многие художники, в том числе И. Шарлемань, П. Свиньин и В. Садовников, воспевая красоту Санкт-Петербурга, писали оригиналы, по которым впоследствии изготавливались гравюры и литографии. Они смогли создать узнаваемый и вместе с тем лирический образ города, достоверно передав самобытность и особенности его жизни.
Выставка в Часовне-музее позволит не только проследить формирование художественного образа Северной столицы в графическом искусстве XIX века, но и рассмотреть интересные детали повседневной жизни города и его обитателей.
Выставка экспонируется в Часовне-музее у Спаса на Крови (Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2-а).
Выставка доступна для посещения с 26 мая по 25 июня в часы работы музея.