7.09.2016

Исаакий в дни блокады (1)

Дни блокады Ленинграда стали для Исаакиевского собора тяжёлым испытанием. Его сохранение как одного из ценнейших памятников архитектуры и искусства являлось важнейшей государственной задачей, но, несмотря на принятые меры (поднятые по периметру аэростаты, маскировку куполов, заложенные кирпичом окна), собор сильно пострадал от бомбёжек, артобстрелов, сырости и холода. И хотя считается, что сам собор целенаправленно не обстреливали, попадания так или иначе были (по актам зафиксировано четыре случая), ведь каждый день противник выпускал по городу более сотни снарядов. В нескольких местах была пробита кровля собора, выбиты зеркальные стёкла окон и частично – витражные стёкла запрестольного образа, повреждены наружная скульптура, мраморная облицовка и гранитные колонны. Глубина выбоин, образовавшихся на мраморе и граните, достигала местами пятнадцати сантиметров. В результате частых сотрясений здания от бомбёжек разошлась свинцовая пайка, соединявшая медные кровельные листы. Через щели и пробоины проникали дождь и снег, которые в совокупности с полностью нарушенным температурно-влажностным режимом способствовали разрушению убранства интерьера. Протечки негативно сказались на состоянии золочёной лепнины, облицовке стен и пилонов, на мраморной поверхности которых появилась сеть «волосяных» трещин, сколы и выбоины, камень утратил полировку, почернел, закоптился, некоторые блоки выкрошились. Отслаивалась облицовка малахитовых и лазуритовых колонн иконостаса.

Холод и сырость губительно сказались на росписи сводов, аттика, ниш пилонов. Произведения были сильно загрязнены, покрыты копотью, лак потемнел и разлагался, шелушился и осыпался красочный слой; штукатурка, местами утратив сцепление с кирпичной кладкой, грозила обрушением. Мозаики находились также в неудовлетворительном состоянии. При том, что сама смальта не пострадала, разрушалась цементная основа и мастика, на поверхности выступал известковый налёт. Тяжелее всего влажность и сырость сказались на мозаике парусов, имеющих площадь порядка 40 м2 сферической поверхности.

По мнению А. Л. Ротача, возглавлявшего Ленинградскую архитектурно-реставрационную мастерскую (позднее СНРПМ), среди других памятников культурно-исторического наследия «ни один из объектов реставрации в то время не имел столько различных проблем, как здание Исаакиевского собора». Экспертной комиссией было установлено, что собор находится в катастрофическом состоянии, и для его дальнейшей сохранности требуется проведение серьёзных мероприятий и немалые финансовые затраты. В сложные для страны послевоенные годы такие средства были найдены.