8 сентября, в 82-ю годовщину начала блокады Ленинграда, в музее-памятнике «Спас на Крови» состоялось открытие выставки «Город воин. Город герой».
Выставку открыл директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров.
Героическая оборона Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 900 дней голода, холода, артобстрелов, бомбежек, смертей, боли, отчаяния. Но Ленинград жил! Ленинград боролся! Изнуренные ленинградцы находили в себе силы не только отражать многочисленные атаки врага, но и трудиться.
Оружием победы, помимо обыкновенных лопат и пил, которыми женщины и мужчины, школьники и интеллигенция копали противотанковые рвы на подступах к городу, стал и титанический, изнуряющий труд на заводах и предприятиях города.
Не менее важным орудием в борьбе с фашистами стало слово. Именно оно поддерживало, сплачивало, давало надежду на жизнь, веру в победу. Поэтому не замирала и культурная жизнь города: проходили концерты, спектакли, устраивались выставки, выпускались книги, газеты, плакаты.
Это было время напряженной творческой работы ленинградских художников, скульпторов, архитекторов. Многие из них сражались с фашистами в рядах Красной армии с оружием в руках. Но те, кто остался в блокадном городе, участвовали в общей борьбе с врагом оружием искусства.
В тяжелых условиях защиты осажденного города не прекращалась творческая жизнь Ленинградской организации Союза архитекторов. Велись обширные работы по маскировке памятников архитектуры, объектов военной и оборонной промышленности. Многие архитекторы в те годы, помимо основной работы по обороне родного города, выступали как рисовальщики, акварелисты. Именно их работы донесли до нас образ героического города с его трудной жизнью в условиях блокады.
К числу таких архитекторов принадлежал Валентин Александрович Каменский. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в блокадном городе, он руководил Ленинградской организацией Союза архитекторов, много работал, участвовал в архитектурных конкурсах. Наряду с проектной работой Валентин Александрович постоянно рисовал и писал акварелью. Он создал серию листов «Ленинград в блокаде», в которых запечатлел Ленинград военных лет. В своих акварелях он пристально всматривался в осажденный город, наблюдая перемены, которые происходили в его облике. Большая ценность этой серии в ее художественной документальности, которая позволяет увидеть и прочувствовать атмосферу города тех лет, тем самым напоминая о тяжелых испытаниях и утратах, которые пришлось пережить жителям блокадного города.
Говоря об образе города во время Великой Отечественной войны, невозможно не сказать о гравюрах Андрея Ушина. Именно он сумел выразить в черно-белых листах трагизм и героику тех лет. Первые свои работы юный художник делал при свете коптилки в осажденном Ленинграде. В короткий срок он создал несколько сотен гравюр, и в позднем творчестве еще не раз возвращался к теме войны.
Линогравюры А. Ушина — это памятник стойкости, мужеству, героизму защитников города. Гравюры серии «Ленинград в блокаде» суровы. Щедрые заливки черного штриха, подчеркивающие плоскость листа (излюбленный прием художника), позволяют зримо ощутить пульс блокадного города. Перед нами город-крепость. Безмолвный, скорбный, он велик и прекрасен даже в своей израненной красоте.
Оставались в Ленинграде и десятки художников, фотографов. Именно их фотографии, рисунки, запечатлевшие трагедию города, мужество ленинградцев и подвиги бойцов Красной армии, нашли отражение в передовицах газет, иллюстрациях книг, плакатов, почтовых открыток.
В наши дни они напоминают нам не только об ужасах пережитого в Ленинграде, но и том, что именно творчество помогало ленинградцам жить и бороться все страшные 900 дней и ночей.