Альфред Александрович Парланд создал в конце XIX–начале XX века удивительный по красоте архитектурный ансамбль в центре столицы империи, являющийся по сей день для петербуржцев и гостей города одним из любимых мест в Санкт-Петербурге. Как невозможно представить набережную канала Грибоедова без Спаса на Крови, так немыслим храм-памятник без ограды, которая не столько отделяет его от сада, сколько оформляет окружающее пространство в единое архитектурное целое. Именно решётка является связующим звеном между церковью и часовней-музеем. Часовня-музей была построена в 1906–1907 годах специально для хранения многочисленных пожертвованных предметов церковного искусства, присылаемых для строящегося мемориального памятника из разных губерний России, а также эскизов оформления, чертежей и планов здания (к примеру, живописных работ художника Виктора Михайловича Васнецова для мозаичных образов Спаса на Крови). К сожалению, личный архив архитектора, как и документы, находившиеся до 1918 года в часовне-музее, не сохранились. Но нет сомнения, что автором проекта, по которому была создана одна из красивейших железных решёток Санкт-Петербурга, был сам Альфред Александрович Парланд. Двадцать четыре года своей жизни он отдал строительству храма Воскресения Христова или, как его стали называть после открытия, Спаса на Крови, являясь не только его архитектором, инженером-строителем, но и декоратором.

Декоративное оформление здания происходило по проекту Парланда от 14 января 1897 года. В нём архитектор уделил большое внимание убранству стен: они сплошь покрыты иконографическими изображениями и орнаментами. Изучавший в Италии росписи стен и превосходно владевший техникой рисунка, Парланд сам составил планы и эскизы орнаментальных украшений в стиле московской архитектуры XVII века. Изумительные по изяществу гирлянды из листьев, цветов, фруктов не только отделяют одно иконописное изображение от другого, но и объединяют их в целостную картину, придают им стилевое единство. Растительный орнамент является организующим началом в декоративном убранстве церкви, присутствуя почти в каждой детали: от наверший иконостаса до дверей и люстр.

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент декоративного убранства храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба по камню

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент навершия иконостаса храма Воскресения Христова
1900-е годы
Итальянский мрамор, резьба

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент орнамента северного киота храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба из орской яшмы на молочно-белом кварце

Мотив растительного орнамента повторяется и в кованых листьях ограды Михайловского сада. Михайловский дворец вместе с садом был приобретён в казну в 1894–1895 годах 1. Поэтому, когда строительство церкви подходило к концу, Николай II разрешил установить решётку со стороны сада для оформления пространства вокруг мемориального здания. В своём отчёте, опубликованном после завершения работ по сооружению церкви, Парланд написал: «Вокруг храма образована небольшая площадь, часть которой с восточной стороны занята цветником и проходом ко входу духовенства. С этой стороны цветник отделяется от сада, принадлежащего Музею Императора Александра III, массивной полукруглой решеткой с тротуаром из лещадных плит и гранитным кордоном»2 . Иногда в справочниках по Санкт-Петербургу автором рисунка решётки называют художника Эрнеста Конрадовича Кверфельдта. Действительно, Кверфельдт окончил полный курс обучения в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в мае 1900 года, где с 1891 года преподавал рисунок акварелью Альфред Александрович Парланд. Скорее всего, именно Парланд, мастер владения рисунком и орнаментацией, увлёк своими идеями ученика, позже получившего место штатного преподавателя Центрального училища  («Приказом Господина Министра Торговли и Промышленности от 29 октября 1910 года по классу курса орнаментов»3). Но в своём отчёте по сооружению храма-памятника Парланд перечисляет имена всех своих помощников (архитекторов, художников), работавших на строительстве церкви. Представляется невозможной ситуация, при которой зодчий выражает благодарность, к примеру, десятнику Павлу Анфимовичу Никонову и забывает указать имя создателя рисунка решётки. Парланд даёт технические описания ограды в одном ряду с церковью и часовней-ризницей без упоминания имя автора, так как для него (как и его современников) оно очевидно. Архитектор был чрезвычайно скромным человеком, всегда способствовавшим продвижению своих учеников, и никогда ничего не просившим для себя. Это качество поспособствовало тому, что его имя было практически полностью затёрто в истории русского искусства к концу XX века. Кроме того, в научном архиве Государственного Эрмитажа нет никаких упоминаний об участии Кверфельдта в создании решётки, как и его личных воспоминаний об этом (в Эрмитаже Эрнест Конрадович работал хранителем с 1924 года, параллельно создавая уникальные труды по керамике и искусству Дальнего Востока).

Работы по сооружению ограды велись в 1903–1907 годах. Именно в эти годы Комиссия по сооружения храма Воскресения Христова выделяла деньги на её строительство, так как возведение ограды, как и самой церкви и часовни-музея происходило за счёт сумм, предназначенных на постройку мемориального ансамбля. Гражданский инженер Леонтий Шмеллинг документально зафиксирует, что на устройство ограды в 1903 году было выделено «29.561 р. 62 к. ; 1904 – 29.500 р.; 1905 – 12. 127 р 60 к.; 1906 – 18.281 р. 60 к.; 1907 – 7.270 р.   Итого: 96.740 р. 82 к.»4 . Сперва были забиты сваи под пять звеньев ограды5 . Столбы ограды, перекликающиеся с колоннами звонницы церкви, было доверено сооружать Кузнецову – тому же подрядчику, что устанавливал и мраморное распятие на западном фасаде церкви. Члены Комиссии по сооружению храма следили за «правильностью и исправностью работ по устройству цоколя и столбов ограды»6 . Столбы декорировали облицовочным кирпичом, что использовался при строительстве самой церкви и часовни-музея. Опоры, фланкирующие ворота ограды, украшали изразцами, как и фасады зданий ансамбля. Деньги за работу выдавались подрядчику только после подписи о выполнении работ Вице-Председателя Комиссии, генерала от инфантерии, графа Ивана Дмитриевича Татищева. Одновременно с устройством монументальных столбов ограды для крепления самой решётки, профессиональные мастера на Художественно-строительно-слесарном заводе Карла Ивановича Винклера ковали орнаментальные детали. К моменту начала ковки звеньев основатель и владелец завода, славившийся в столице умением создавать настоящие шедевры из железа, умер. Но его дело успешно продолжили сыновья. Сначала была создана модель по рисунку Парланда, одобренная архитектором и Комиссией по сооружению храма Воскресения Христова под председательством Великого князя Владимира Александровича (который, как и многие именитые жители Санкт-Петербурга, приобретал кованые предметы для своего дворца на заводе Винклера). Естественно, что ответственный заказ передали Вильгельму и Эдуарду Винклерам, зарекомендовавшим себя достойными продолжателями традиций производства высокохудожественных вещей из металла. В документах о строительстве храма-памятника Спаса на Крови, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, сохранились записи, свидетельствующие, что с 1903 по 1907 годы регулярно перечислялись деньги «Фирме «Карл Винклер» в счет работ по изготовлению решетки для ограды храма 4250 р.»7 .

По свидетельству Парланда, ограду устанавливали, ориентируясь на уже возведённое  здание церкви и расположение аллей близлежащего сада: «цоколь решетки гранитный; круглые каменные столбы облицованы цветным лекальным кирпичем, с узором; пояски, базы и капители из эстляндскаго мрамора; большия звенья металлической решетки шириною 5 ар. 4 в. (то есть 3,74 метра – Н. Т.) и высотою 5 ар. 10 в. (четыре метра), богато орнаментированные, сделаны из кованаго железа. В середине решётки, на продольной оси храма, совпадающей с аллеей Михайловскаго сада, устроены ворота, также богато орнаментированные; столбы этих ворот заканчиваются группами электрических фонарей с богатой арматурой. Длина сказанной ограды 120 саж. 2 арш.»8  (257,5 метров). Важно обратить внимание на слова Парланда, что звенья решётки выполнены из кованого железа (можно даже сказать – из стали), так как с момента её установки многие издания ошибочно указывают, что данные элементы сделаны из чугуна: «Неподалеку от храма Воскресения Христова, построеннаго на месте смертельнаго поранения императора Александра II, воздвигнуто новое красивое здание в романо-готическом стиле, окруженное ажурною чугунною художественной работы решеткою»9 .

Изысканная решётка Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови является неотъемлемым элементом уникального единого архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Как мемориальный памятник, построенный «в русском стиле» по желанию заказчика (императора Александра III)  разительно отличается от зданий Петербурга, преимущественно выполненных в европейских стилях, так и железная решётка в стиле модерн выделяется на фоне строгих классических ограждений города, повторяя в витиеватых изгибах кованых деталей растительный орнамент, доминирующий в интерьере церкви. И как критиковали искусствоведы (впрочем, их имена история не сохранила) Спас на Крови, главное наследие Парланда, обвиняя зодчего в использовании «пряничных форм» в архитектуре и «кричащих красках»10  в оформлении, так и ругали ограду. Но замысловатые цветы, созданные гением Парланда на бумаге и воплощённые в стали лучшими петербургскими мастерами по металлу, оказались революционным явлением для городской среды начала XX века. В решётке соединилось зарождающееся искусство модерна и русская архитектурная традиция орнаментации стен: только в данном случае поверхностью декорирования служит сама природа Михайловского сада, так как железные плавные линии, складывающиеся в хрупкие цветы, кажутся застывшими причудливыми формами на фоне живых деревьев. Творения Парланда выдержали испытание временем: даже спустя сто лет невозможно пройти мимо и не восхититься подлинными произведениями искусства — как архитектурным памятником, так и изумительной решёткой рядом с ним.  Сложные по рисунку и исполнению кованые декоративные элементы, выполненные с неповторимым изяществом, свидетельствуют о таланте Альфреда Александровича Парланда как декоратора и об искусстве мастеров петербургского «Художественно-строительно-слесарного завода Карла Ивановича Винклера», создавших настоящий шедевр из металла и внесших большой вклад в архитектурное оформление одного из красивейших мест Петербурга.

Наталия Юрьевна Толмачева,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

 


  1. РГИА. Ф. 560. Оп. 38. Д. 175. 20 января 1895. Всеподданнейшая справка министра финансов С.Ю. Витте о проекте уступки казне Михайловского дворца в Петербурге для размещения Публичной библиотеки, Электро-технического института и Собственной Его Императорского Величества канцелярии с пометой министра финансов С.Ю. Витте о повелении Николая II об отпуске средств на покупку Михайловского дворца для размещения названных учреждений.
  2. А. А. Парланд. Краткий отчет о постройке храма Воскресения Христова, сооруженного на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II. СПб: Типография «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», 1907. С. 16.
  3. РГИА. Ф. 1349. Оп. 2. Д. 103. Формулярные списки: Севрюгин Г. И. — Кверфельдт-фон-дер-Седек Э.-Г.-В. К. Л. 120.
  4. Шмеллинг. Л. В. Отчет по по сооружению храма во имя Воскресения Христова на месте смертельного ранения императора Александра II. СПб.: Государственная типография, 1907. Л. 2—3.
  5. Шмеллинг. Л. В. Приложение № 3 к отчету по сооружению Храма во имя Воскресения Христова. Ведомость детальнаго распределения статей отчета по роду произведенных расходов //Указ. соч.  Л. 48.
  6. РГИА. Ф. 468. Оп. 17. Д. 725. Дело кабинета Его Императорскаго величества. Отдел хозяйственный. О расходах по сооружению храма Воскресения Христова и с перепискою с Комиссиею по сооружению этого храма. 1905 и 1906. Часть XIII. Л. 23.
  7. РГИА. Ф. 468. Оп. 17. Д. 725. Дело кабинета Его Императорскаго величества. Отдел хозяйственный. О расходах по сооружению храма Воскресения Христова и с перепискою с Комиссиею по сооружению этого храма. 1905 и 1906. Часть XIII. Л. 63.
  8. А. А. Парланд. Указ. соч. С. 16.
  9. В. Полонский. Часовня-музей при храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге // Журнал «Русский паломник». 1908. №. 32. С. 503.
  10. А. Ростиславов. Ренессанс русской церковной архитектуры // Журнал «Аполлон». 1910. № 9.


Библиографический список:

  1. Агаеев Н. Оград узор чугунный // Журнал «Нива».  1913. № 39. С. 775.
  2. Парланд. А. А. Краткий отчет о постройке храма Воскресения Христова, сооруженного на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II. СПб: Типография «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», 1907. С. 16.
  3. Полонский В. Часовня-музей при храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге // урнал «Русский паломник». 1908. №. 32. С. 503.
  4. Российский государственный архив. Ф. 468. Оп. 17. Д. 725. Дело кабинета Его Императорскаго величества. Отдел хозяйственный. О расходах по сооружению храма Воскресения Христова и с перепискою с Комиссиею по сооружению этого храма. 1905 и 1906. Часть XIII. Л. 63.
  5. Российский государственный исторический архив. Ф. 560. Оп. 38. Д. 175. 20 января 1895. Всеподданнейшая справка министра финансов С.Ю. Витте о проекте уступки казне Михайловского дворца в Петербурге для размещения Публичной библиотеки, Электро-технического института и Собственной Его Императорского Величества канцелярии с пометой министра финансов С.Ю. Витте о повелении Николая II об отпуске средств на покупку Михайловского дворца для размещения названных учреждений.
  6. Российский государственный исторический архив. Ф. 1349. Оп. 2. Д. 103. Формулярные списки: Севрюгин Г. И. — Кверфельдт-фон-дер-Седек Э.-Г.-В. К. Л. 120.
  7. Ростиславов А. Ренессанс русской церковной архитектуры // Журнал «Аполлон». 1910. № 9.
  8. Шмеллинг. Л. В. Отчет по по сооружению храма во имя Воскресения Христова на месте смертельного ранения императора Александра II. СПб.: Государственная типография, 1907.