В 1910 году Казанский кафедральный собор готовился отметить свой столетний юбилей. На сентябрь 1911 года были назначены торжества по случаю годовщины освящения и открытия храма. Крупнейший петербургский собор и выдающийся памятник искусства после столетия своего функционирования требовал ремонта. Несмотря на то, что здание отапливалось калориферами, расположенными в подвале, и уже имело на тот момент электрическое освещение, внутренние стены были очень закопчены, на них появились сколы и трещины. Причт и староста собора поручили архитектору Техническо-строительного комитета Хозяйственного Управления при Синоде Василию Михайловичу Андросову произвести осмотр для составления перечня необходимых капитальных работ. Андросов после визуального осмотра засвидетельствовал, что в здании есть ряд дефектов[*]: «Масляная живопись изображений Евангелистов (в парусах), а также штукатурка под ними покрыты трещинами значительнаго размера по длине и во всех направлениях, причём есть основание предполагать, что штукатурка настолько непрочна, что может угрожать опасностью обвала. Необходима реставрация картины Тайной вечери, стенной живописи в главном барабане во фризе и всех орнаментных изображений»[1]. Также архитектор подтвердил, что стены «в изобилии покрыты копотью и пылью». Но никаких рекомендаций по той же отмывке стен Андросов не дал, как зафиксировал причт: «Однако высказать окончательное своё заключение по вышеизложенному г. Андросов затрудняется»[2]. Связано это было с тем, что архитектор Духовного ведомства не имел достаточного образования и опыта в консультации по реставрации выдающихся архитектурных памятников. После окончания курса в высшем Художественном Училище при Императорской Академии Художеств он со званием художника-архитектора был причислен в 1901 году «к Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сверхштата и с откомандированием для занятий по строительной части в Хозяйственное Управление при Св. Синоде»[3]. Одно дело инспектировать качество постройки церковно-приходских школ в Самаре, Орле, Архангельске, Великом Устюге, Винницах и прочих городах России, куда направлялся Андросов для осмотра новых зданий; другое дело – взять на себя ответственность за ход капитального ремонта такого значимого для истории искусства памятника, расположенного в самом центре столицы.
Но предстоящий юбилей и неизбежные капитальные работы в вверенном им здании вынуждают настоятеля и старосту Казанского собора в феврале 1910 года обратиться в Техническо-строительный комитет Хозяйственного Управления при Синоде с просьбой: «…не признает ли он (Комитет – Н. Т.) со своей стороны возможным войти в сношение с Императорской Академией Художеств на предмет командирования кого либо из своих членов для участия в осмотре предполагаемых работ в Казанском Соборе»[4]. Академия сразу откликнулась, и уже в марте уведомила Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде, что было созвано специальное Собрание, и принятым на нём постановлением «от 22 сего марта избрало представителями от Академии для участия в осмотре Казанского Собора и для выяснения наилучших способов производства необходимых по собору ремонтных работ действительных членов Императорской Академии Художеств Альфреда Александровича Парланда и Эрнеста Карловича фон-Липгардта»[5].
Академия Художеств не случайно выбрала именно этих действительных членов: Липгарт, художник и декоратор, и Парланд, архитектор-строитель, вместе могли быстро, дополняя друг друга, решить поставленную задачу. Два профессионала, ровесники, оба с блестящим образованием, они тщательно осмотрели Казанский собор и не просто составили реестр проблемных мест, подлежащих реставрации, но и дали своё авторитетное суждение о том, каким образом решать выявленные проблемы. Альфред Парланд, сознавая высокое художественное значение всех деталей интерьера, сразу же отверг первоначальные предложения Андросова просто заменить повреждённую окраску внутренних стен новой масляной живописью «для удобства промывки стен от копоти и пыли». Безусловно, замена элементов внутреннего убранства облегчила бы работу мастерам, но пагубно бы отразилась на интерьере Казанского собора, нарушив его целостность. Именно Парланд избавил декоративное оформление памятника от разрушительного вмешательства. Альфред Александрович в 1910 году являлся сотрудником императорских археологических Институтов Санкт-Петербурга и Москвы, активно принимал участие в научных конференциях, посвящённых вопросам сохранения памятников искусства. Передавая опыт молодому поколению, он прекрасно понимал важность передачи потомкам культурного достояния родины в их изначальном облике. Парланд, являясь сам профессиональным архитектором и археологом, близко к сердцу принял свою роль в реставрации Казанского собора. Он подошёл к реставрационным работам с научной точки зрения: изучив клеевую живопись разнообразных орнаментов декора, Альфред Парланд предложил методику бережного укрепления непрочного штукатурного слоя стен храма, что помогло спасти многие фрагменты. Таким образом, вмешательство Альфреда Александровича направило реставрацию по пути сохранения первоначальных элементов.
Точные рекомендации специалистов высокой квалификации Парланда и Липгарта, а также выделение достаточного количества людей и денежных средств позволили провести ремонтные работы качественно и в срок. И 15 сентября 1911 года состоялись большие торжества в обновлённом храме на Невском проспекте по случаю празднования столетнего юбилея собора во имя Казанской иконы Божией Матери.
Привлечение к реставрации Казанского собора таких мастеров своего дела как А. Парланд и Э. Липгарт даёт пример реставрации в подлинном смысле этого слова. Только профессионалы могут сохранять, аутентично ремонтировать и продлевать срок существования памятников искусства.
Н. Ю. Толмачева, кандидат искусствоведения
[*] Здесь и далее в цитатах орфография сохранена. – Н. Т.
[1] РГИА. Ф. 799.Оп. 26. Д. 56. О ремонте Казанского собора в городе Санкт-Петербурге. 1910. С. 1.
[2] Там же. С. 1.
[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 206. Формулярный список о службе чина духовного ведомства Андросова Василия Михайловича, архитектора Техническо-строительного комитета Хозяйственного Управления при Синоде. 1915. С. 3.
[4] РГИА. Ф. 799.Оп. 26. Д. 56. О ремонте Казанского собора в городе Санкт-Петербурге. 1910. С. 1.
[5] Там же. С. 2.