В конце 1930 года собор был закрыт как действующий храм и передан Ленинградскому отделению общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев для создания в его стенах антирелигиозного музея. Но освоить это грандиозное сооружение а, главное, содержать его должным образом политкаторжанам оказалось не под силу. В течение года храм пустовал. 

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов выносит решение о целесообразности разборки Спаса по частям. Спустя три года комитет по охране памятников революции, искусства и культуры выдает Ленсовету письменное разрешение на снос этого здания. Акция была запланирована на 1941 год... С началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт, а в соборе во время блокады Ленинграда устраивают морг. В послевоенные годы его используют как склад декораций Малого оперного театра. 

Под охрану государства собор был взят в 1968 году. На основании решения исполкома Ленгорсовета № 535 от 20.06.1970 г. вскоре происходит передача собора на баланс Государственного музея «Исаакиевский собор». К моменту приемки Спас на крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. 

Пять куполов храма имели значительные утраты цветной ювелирной эмали. Северо-восточная глава была раскрыта на 3/4 всей площади. На центральном шатре и большой апсиде имелись разрушения цветной глазурованной черепицы. Были коррозированы и деформированы металлические оконные переплеты, отсутствовало отопление.

Колебания креста колокольни (массой более 600 кг и высотой 6 м) привели к расширению швов между мозаичными блоками, набранными золотой канторелью. Это открыло доступ влаге, которая стала причиной обрушения части окрытия. 

Золоченые через огонь главы двух малых апсид были сильно загрязнены, система молниезащиты нарушена, из-за чего в 1966 году молния срезала крест северо-западной главы. 

Были утрачены мозаики в цоколе и изразцы южного и северного фасадов, повреждены мозаики колокольни «Константин и Елена» и «Распятие». 

В интерьере храма, подвале и на западной стороне притворов имелись трещины. Больше всего пострадали мозаики южной стены, поскольку именно здесь были резкие перепады температур. Полностью утрачена мозаика первого яруса северо-восточного пилона и на 50 % – мозаика второго яруса. Попадание артиллерийского снаряда в центральный купол стало причиной утраты 6,25 кв. м мозаики «Пантократор». 

В плохом состоянии находился мрамор иконостаса: сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку. На главном иконостасе с севера и юга были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках царских врат. 

Резьба вокруг икон имела разрушения. Царские врата проржавели, утратили свой первоначальный облик. Украшавшие их иконы «Благовещение» и «Четыре евангелиста», выполненные в технике ювелирной эмали, утрачены, также как и кресты кокошников иконостаса. 

Тревогу вызывало состояние мозаичного мраморного пола собора. Большие утраты были его в центральной части, и особенно у северо-восточного пилона, где сгорели декорации Малого оперного театра. При пожаре была разрушена облицовка цоколя пилона из лабрадорита. Сильно пострадал цоколь стен, облицованный итальянским серпентинитом. Камень почти полностью утратил полировку, покрылся натеками, во многих местах его поверхность вспучилась и деформировалась.

Были большие повреждения в убранстве северного и южного киотов: частично утрачены резные яшмовые розетки колонок и на кварцевых пластинах, разрушены кресты в навершиях. 

Сень собора утрачена почти полностью, отсутствовал ее шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена орлецовой балюстрады. 

Однако, прежде чем приступить к реставрации, необходимо было защитить основание собора от подтопления и восстановить все инженерные сети. Этот проект разработал главный инженер 9-й мастерской института «Ленпроект» В. Д. Синьков. 

Перед тем, как приступить к работе, установили причины подтопления. Их было несколько. Надежный «глиняный замок» Парланда разрушили при прокладке инженерных коммуникаций на площади возле храма в конце 1930-х годов, и грунтовые воды стали поступать в подвал. Во время строительства нового моста через канал набережную у храма разобрали. Основание моста было свайным, но при проектировании и строительстве не обратили должного внимания на сопряжение устоев моста и конструкции набережной. В результате фильтрат воды из канала стал проникать в подвал Спаса на крови. 

После обследования, изысканий, изучения архивных материалов было найдено техническое решение внутренней гидроизоляции всех подвальных помещений храма-памятника площадью 520 кв. м. Это сделали при помощи металлического кессона следующей конструкции: 

  •  выравнивающий слой бетон М-200 – толщина 50 мм; 
  •  холодная асфальтовая мастика по грунтовке – толщина 5 мм; 
  •  стальной сварной кессон из листа и уголков – толщина 4,5 мм; 
  •  железобетонная монолитная плита; 
  •  стены – высота 1,14 м; 
  •  пол – толщина 150 мм; 
  •  цементно-песчаный раствор М-100 – толщина 30 мм. 

Итого толщина конструкции при стальной гидроизоляции составляла около 24 см. 

Конструкция гидроизоляции анкеровалась на глубину 300 мм (шаг анкеров в стенах 500 мм, в полу – 1 м). Для устройства кессона было затрачено 33,5 т металла, в том числе стального листа толщиной 4,5 мм. 

В 1973–1974 годах специалисты Главленинградинжстроя завершили устройство кессона, и работы по монтажу внутренних инженерных коммуникаций продолжились. Были проложены теплотрасса, электрокабель, водопровод и канализация. С 1974 года началось восстановление внутренних инженерных сетей. Наиболее сложным был монтаж отопительно-вентиляционной системы, спроектированной инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской. 

Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания. 

В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила договоры со следующими институтами и организациями: 

  • кафедрой металлических конструкций и испытаний сооружений Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) для определения свойств и химического состава материалов конструкций глав собора; 
  • кафедрой ЛИСИ «Основания, фундаменты, механика грунтов» для установления причин повреждения здания и степени их опасности; 
  • отделом инженерной геологии треста ГРИИ для определения возможных деформаций памятника; 
  • Ленинградским горным институтом для исследования состояния мрамора и других поделочных камней и рекомендаций по их реставрации; 
  • Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей для разработки методики реставрации эмалевых покрытий глав Спаса; 
  • кафедрой монументально-декоративной росписи ЛВХПУ им. Мухиной для обследования состояния мозаик и рекомендаций по их реставрации. 

Эти изыскания, исследования, рекомендации и методики легли в основу разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора. 

Уникальность убранства Спаса на крови предопределила в ходе реставрации ряд технических сложностей, в том числе с воссозданием эмалевого покрытия куполов. Ювелирные эмали для храма были изготовлены в 1896–1898 годах на московской фабрике Постникова. Область применения эмали всегда была достаточно узкой из-за технологической сложности ее производства. В основном она использовалась в ювелирном деле. Поэтому покрытие куполов храма ювелирной эмалью – смелое и необычное решение Парланда.

Чтобы восстановить эмалевые купола Спаса, пришлось изучить и старые, и новые рецептуры эмали, адаптировать их для условий современного эмалевого производства. Эти работы сами по себе не имеют аналогов, но к эмалям Спаса были предъявлены дополнительные требования: повышенная кислотостойкость, твердость, соответствие палитре первоначальных эмалей, хорошая адгезия к медной основе и отсутствие токсичных веществ. Выполнить последнее условие оказалось особенно сложным. 

В первоначальную рецептуру эмалей входили мышьяк и сурьма, которые снижали температуру их обжига. В современном производстве наличие таких веществ недопустимо. Однако без них температура обжига повышалась до температуры плавления меди, и медные выколотные детали окрытия глав деформировались. К сожалению, московские специалисты не смогли справиться с этой проблемой, и решать ее пришлось в Ленинграде, на комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникальной рецептуры стала М. М. Карабочинская. Ее эмали были признаны не хуже прежних, постниковских. 

Были сложности и при изготовлении цветной глазурованной черепицы, которой окрыты центральный шатер, чердаки апсид, а также шатры и скаты четырех крылец. Первоначально черепица и изразцы для Спаса выпускались на заводе Харламова в 1897–1906 годах. Было изготовлено 196 изразцов 21 рисунка и 22 000 штук черепицы 74 типоразмеров. Повторить такой заказ в условиях современного производства оказалось невозможным, и пришлось, к сожалению, отступить от первоначального проекта и свести модификации черепицы к 15 типоразмерам. Большую помощь оказали специалисты тонкой керамики Главленстройматериалов, подобравшие состав массы, цветовую гамму глазурей и режим обжига черепицы. 

Заказ был размещен на Никольском керамическом заводе. Пришлось столкнуться с тем, что качество первоначальной черепицы выше, чем у современной. Применяющийся сейчас химический способ гашения извести полностью ее не гасит. И уже в процессе эксплуатации у оставшейся в черепке извести процесс гашения продолжается, разрывая глазурованное покрытие. Приходится укреплять глазури и подкрашивать их кремнеорганическими красками. 

Сорок пять керамических изразцов фасадов храма воссозданы в мастерской М. Асеева в 1987–1994 годах. 

Методики реставрации каменного убранства были разработаны на основании обследований Горного института. Крупные утраты восполнялись в натуральном камне и крепились на пиронах и эпоксидном клее, мелкие – путем мастиковок. 

В интерьере храма больше всего пострадали камни, содержащие кальций – серпентинит и мрамор. Исследования показали, что основную массу продуктов разрушения камня составил гипс. 

Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраченную резьбу киотов из орской, аушкульской яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие (1989–1992 гг.). Разрушенные фрагменты орлецовой балюстрады сени изготовили мастера Первоуральской ГРП ПО «Уралкварцсамоцветы» из родонита Кургановского месторождения в течение 1989–1994 гг. Подбор родонита производил художник Р. Абдулин Камнерезные работы выполнили мастера Ю. Гашков и С. Лаптев. В 1992 году на ТОО «Риф-М» г. Свердловска воссоздали четыре угловые вазы и две полусферы, завершающие столбы орлецовой балюстрады. Автор-исполнитель этих работ С. К. Загоревский. 

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора, к которой приступили через 2 года после запуска отопительно-вентиляционной системы. Влага, пропитавшая кирпичную кладку, проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы. На иконах и орнаментах были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели. Разработал методику реставрации и воссоздания уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.

Сначала мозаика проходила тщательное обследование, результаты которого наносились на обмерные схематические чертежи. Затем поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшиеся загрязнения удаляли школьными ластиками. Высолы после промывки снимали механическим путем – соскребали скальпелями. Значительные утраты смальты наблюдались в местах крепления мозаичных блоков к кирпичной кладке вследствие коррозии металлических костылей, а также в местах коррозии арматуры внутри блока. В этом случае, прежде всего, снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Для воссоздания утраченного фрагмента готовили эскиз, картон и эталон. Металл очищали от коррозии, покрывали антикором, дважды – суриком. На этот участок наносился грунт и производился набор утраченного фрагмента. 

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева. 

Утраченные мозаики «Апостол Петр», «Св. Спиридоний Тримифунтский», выполненные по оригиналам А.Н.Новосельцева, «Константин и Елена» по оригиналу Ф. С. Журавлева, а также иконы интерьера «Св. апостол Иоанн Богослов» и «Св. апостол Иаков Заведеев» по оригиналам А. Ф. Афанасьева воссоздали по живописным эскизам художников А. А. Любимова и В. Г. Корбана. 

Четыре иконы афонских святых, украшающие фланкирующие столбики Царских врат собора, были отреставрированы и восемь икон воссозданы благодаря энергии, настойчивости и мастерству И. Ю. Лаврененко. Эти миниатюрные образы уникальны, в каждом сохранена специфика мозаичного искусства. Они набраны «на скол», то есть не отшлифованы. При освещении благодаря бликам образ как бы оживает. 

И. Ю. Лавриненко разработал технологию и специальное оборудование для изготовления тянутой смальты, создал методики реставрации сохранившихся образов и определил иконографию недостающих, сам исполнил эскизы, картоны, эталоны и набор утраченных икон. Иконы афонских святых набирались тянутой смальтой, имеющей вид «дротиков» разной конфигурации – треугольной, квадратной, овальной и др. Сечение модуля такой смальты – до 1 мм. Началась реставрация миниатюрных образов в 1998 году с иконы «Св. Прокопий». В 2013 году воссоздание утраченных икон было завершено. Над каждой иконой И. Ю. Лавриненко трудился около года, такая мозаика состоит из 20 000 элементов.

Большая работа предстояла по воссозданию Царских врат, от которых остались только металлические створки, дубовая основа не подлежала реставрации. Но на этих створках сохранились отверстия от крепления серебряного оклада и эмалевого декора. В основу воссоздания Царских врат легли черно-белые фотографии из архива кинофотодокументов, цветная литография Карелина «Освящение алтаря» и эскизы Н. Бруни, по которым воссоздавались иконы Царских врат. 

Все работы по металлу выполнялись под руководством художника-реставратора В. Ю. Никольского. Одновременно с работой по металлу шла работа по воссозданию эмалевых икон. Для работы по воссозданию эмалевых икон была приглашена Л. А. Соломникова. 14 марта 2012 года, в день памяти императора Александра II, были совершены Божественная литургия и чин освящения Царских врат. 

Надеемся, что эти уникальные мастера продолжат работу по воссозданию утраченного декора иконостаса – бронзовых эмалевых складней с рельефными изображениями святых апостолов. 

Не менее трудоемкой оказалась работа по воссозданию осветительной арматуры Спаса на крови. Сохранились только кольца в центральном и малых барабанах, световые арки, штоки от люстр и фонарей, а также кронштейны от бра над сенью. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М.Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные приборы для храма-памятника. 

Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием». 

Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997 года, был завершен первый этап его реставрации, и музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей. Реставрация продолжается. Предстоят работы по воссозданию облицовки входных дверей, шатра сени, топазовых крестов и эмалевых складней иконостаса. 

Подготовлено В.А.Зеленченко