Сразу после покушения место смертельного ранения императора было огорожено и охранялось часовым. До начала строительства храма было решено поставить здесь временную часовню. Ее проект за два дня подготовил молодой архитектор Л.Н.Бенуа, деньги на строительство пожертвовал купец 1-й гильдии Громов, и уже 17 апреля 1881 года часовню торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор. Ежедневно в часовне служились панихиды по Александру II.
Конструкция часовни предусматривала возможность перемещения, и когда участок стали готовить под застройку, ее перенесли на Конюшенную площадь. Там часовня простояла 9 лет и была разобрана 26 августа 1892 года.
С Высочайшего соизволения был объявлен конкурс на лучший проект храма-памятника. Александр III желал, чтобы храм был построен по мотивам московского и ярославского зодчества конца XVI-XVII века, а памятное место осталось внутри собора.
Предпочтение было отдано работе, представленной архитектором Альфредом Александровичем Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым). Проект, хотя и не отличался композиционной законченностью, соответствовал задаче прославления Александра II, именно поэтому и был принят как наиболее полно воплотивший конкретные условия, поставленные Александром III . Проект был принят «в целом», с условием дальнейшей доработки, которую производил архитектор А.А.Парланд.
В конце марта 1883 года императором был одобрен состав Комиссии по строительству собора, возглавил которую великий князь Владимир Александрович. На первом заседании Комиссии по предложению архимандрита Игнатия будущий храм решено было именовать во имя Светлого Воскресения Христова.
Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, в присутствии митрополита Исидора и императорской четы. Перед этим часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
На строительство было потрачено более 4,6 миллионов рублей. Главное казначейство выделило около 3,2 миллиона, 1 миллион был внесен членами царской фамилии, народные пожертвования составили порядка 500 тыс. руб.
Собор возводился 24 года. Особенно сложно было готовить подземную часть сооружения из-за близости Екатерининского канала (в настоящее время – канал Грибоедова). Для защиты фундамента по периметру будущего здания в несколько рядов забили деревянные сваи. Для гидроизоляции пространство между рядами утрамбовали кембрийской глиной. Глиняный замок надежно защищал котлован при строительстве, а затем и подземную часть храма от подтопления. Массивное здание стоит на сплошном бутобетонном фундаменте, гарантирующем прочность и надежность сооружения.
Массивные кирпичные стены облицованы темно-красным зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Саксонии, наружный цоколь – гранитом. Белокаменный узор выполнен из эстляндского мрамора. По периметру здания установили 20 досок из норвежского темно-красного гранита с начертанными на них основными деяниями Александра II.
Так же, как Монферран в Исаакиевском соборе, Парланд при создании храма Воскресения Христова применил все передовые для того времени достижения строительной науки и техники.
Для собора была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. В здании была устроена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я.Тимоховича. С самого начала освещение храма было электрическим. В дни праздничных богослужений в соборе зажигали все 1689 электроламп.
Металлоконструкции для девяти глав собора изготовили на Петербургском металлическом заводе. Для покрытия пяти куполов, венчающих центральный объем храма, А.А.Парланд предложил уникальное для храмового зодчества решение – использовать ювелирную эмаль. Эмали белого, желтого, зеленого и голубого цветов были изготовлены на фабрике А.М.Постникова – известного поставщика Двора Его Императорского Величества.
В июле 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой около 4,5 м на центральную главу. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий.
Резной мраморный иконостас собора был изготовлен по рисункам А.А.Парланда в Генуе фирмой Джузеппе Нови. Там же вырезали детали из различных сортов цветного мрамора для создания пола, представляющего собой разноцветный каменный ковер.
Царские врата для иконостаса изготовлены фирмой «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°» «…из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону с эмалевыми же изображениями четырех евангелистов и Благовещения…» (из Отчета А.А.Парланда).
Основные камнерезные работы в храме выполняли мастера Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванской шлифовальной.
Создание наружного мозаичного убранства и подавляющего большинства мозаик в интерьере было поручено мастерской А.А. Фролова в 1895 году. Ее работы отличались меньшей массой мозаик, высоким качеством исполнения, прочностью и быстротой изготовления.
В 1899 году на колокольне храма были установлены колокола. Настраивал их ростовский священник Аристарх Израилев, пользовавшийся расположением императора Александра III. Он же руководил их отливкой на колокололитейном заводе П.Н.Финляндского в Москве в 1896 году. Главный колокол храма Воскресения Христова весил 1100 пудов.
В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. На фасадах засверкали разноцветные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова; там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец.
В 1905-1907 годах по рисункам И.И.Смукровича выполнили входные двери с
медной облицовкой, инкрустированной серебряным орнаментом. Двери были оформлены иконами с изображением святых, соименных членам царской фамилии. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905-1907 годах.
Освятил собор 19 августа (1 сентября) 1907 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний в присутствии императорской четы, великих князей и княжон, министров Двора и высшего духовенства. В этот день в храм проходили только по специальным пропускам, подписанным министром П.Столыпиным.
Таким образом, в Петербурге, на канале Грибоедова (бывшем Екатерининском) появился храм, увековечивший память о мученической кончине императора Александра II.
Подготовлено Л. Н. Шамельян