Исключительную роль в создании художественного образа храма играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 квадратных метров. За право исполнения мозаик для храма соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и, основанная в 1890 году, частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер храма. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. (Иллюстрация №1 ) 

Фасады собора украшают свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок, привлекающие звучностью и разнообразием цветовых сочетаний. В многочисленных кокошниках собора представлены образы русских святых, среди них св. князья: Владимир, его сыновья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Федор. Приоритетное место, центр западного фасада колокольни, отдано образу Александра Невского, святому, с которым связан тезоименитством Александр II. (Иллюстрация №2 ) 

Колокольня храма возведена над местом смертельного ранения императора и отличается насыщенностью декора. Ее центральную часть оформляет мозаичное собрание 134 геральдических изображений, получивших название гербов. Они представляют российские губернии, области, города, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Наряду с художественными достоинствами, геральдическую коллекцию храма отличает историческая ценность. (Иллюстрация №3 ) 

В основании колокольни – рельефный мраморный Крест с мозаичным распятием Спасителя – аллегория жертвенного подвига царя-мученика. По сторонам от Креста – образы святого преподобного Зосимы Соловецкого и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемых в дни рождения и кончины Александра II. (Иллюстрация №4 ) 

В тимпанах четырех крылец собора, примыкающих к западному фасаду здания, находит отображение тема «Страстного цикла»: «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». Автор эскизов мозаичных композиций В. Васнецов сумел необычайно правдиво передать душевное и эмоциональное состояния участников голгофской трагедии. 

Сакральное событие «Воскресение Христово», отвечающее названию храма, отражено в одноименной мозаике фронтона северного фасада. На фоне мерцающего золотого проема гробницы предстает образ воскресшего Спасителя с высоко поднятым Крестом – знамением торжества жизни над смертью. Символично и виднеющееся вдали предрассветное небо, закрытое грозовыми тучами, но уже с обозначенной полоской зари – знаком всепобеждающей Веры. Автор мозаики легко узнаваем по поэтическому подчерку и лирической ноте, которые присущи только М.Нестерову. (Иллюстрация №5 ) 

В Спасе на крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой пространства интерьера. В соответствии с живописной программой крестово-купольных соборов XVII века, мозаичные иконы и орнаменты в определенном ритме заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходят в изогнутые поверхности арок, 

сводов и плафонов куполов. Красочные, неповторимые орнаменты храма – это одна из особенностей оформления, эмоционально усиливающих образное восприятие храма-памятника. 

Расположение мозаик соответствует теологической концепции храма. В плафоне центрального купола представлено изображение Пантократора, в чьем образе воплощена идея Спасителя, сотворившего зримый мир. (Иллюстрация №6) Живописное решение образа принадлежит Н.Харламову, создавшему для собора 42 композиции, в том числе и образы, расположенные в плафонах четырех малых куполов: «Богоматерь», «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил» и «Иоанн Креститель». Произведения художника ярки и монументальны. Как правило, он использовал приемы византийского письма, где фронтальность, симметрия, статика служили средствами выражения внутреннего величия образа. 

Стены центральной части храма воспринимаются яркими иллюстрациями христологического цикла. Его открывает сцена «Благовещение». (Иллюстрация №7) Подобно аналогам в древнерусских храмах композиция заняла два алтарных пилона солеи. В ее правой нижней части, на фоне Иерусалимского храма, изображена стоящая у колодца Богородица, освещенная лучами. В левой верхней части, на фоне виднеющегося пейзажа Палестины, летящий с посохом Архангел Гавриил, сообщающий Марии благую весть о рождении будущего Спасителя. Масштабность и необычность композиционного расположения главных персонажей создают ощущение свободы декоративного решения, выделяя мозаику от окружающих образов. 

Дальнейшее евангельское повествование получает освещение в мозаичных композициях южной стены: «Встреча Марии с Елизаветой», «Рождество Христово» и последующие за ним события – «Явление Ангелов пастырям» с вестью о рождении Богомладенца, «Поклонение волхвов божественному Младенцу», «Явление Ангела во сне Иосифу», до знакового события «Крещения Христа». Мозаичные образы решены в стилистике академического искусства, с привлечением элементов жанра. 

На северной стене расположены мозаики, иллюстрирующие сюжеты Нового Завета – чудесные исцеления Спасителем кровоточивой, слепого, двух слепых, бесноватого юноши, сухорукого. В основу построения большинства из них положена определенная композиционная схема: слева группа апостолов во главе с Христом, справа исцеляемые и очевидцы свершаемого чуда. Исключение представляет мозаика «Хождение по водам», исполненная по оригиналу А.Рябушкина. Основа сюжета – евангельская причта, содержащая назидание всем сомневающимся в Христе. В центре среди разбушевавшейся водной стихии – фигура Спасителя, с укором подает Он руку разуверившемуся в Его Божественности, охваченному ужасом апостолу Петру, наполовину погрузившемуся в морскую пучину. В мозаике доминируют два цвета: синий и красный, но в силу своего дарования художник сумел добиться особой звучности красочного решения. (Ил. №8) 

Драматические события, предваряющие крестные муки Христа «Моление о чаше», «Христос перед Каиафой», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом», воспроизведены в мозаиках западных пилонов, фланкирующих место ранения императора. Мозаичные образы мемориальной части храма: «Распятие Христа», «Положение во гроб», «Сошествие во ад» представлены в изложении талантливого художника-монументалиста Василия Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Ключевым в мозаичном 

оформления мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», отмеченный насыщенностью эмоционального звучания. (Ил №9) 

Доминанта мозаичного оформления алтаря – величественный образ Иисуса Христа, представленный в композиции «Христос во славе». Одна из самых значительных мозаик храма, как по содержанию, так и по исполнению. Сложная по композиции, мозаика органично заполняет поверхность алтарного свода, согласуясь с архитектоникой храма. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира горнего и земного. (Ил №10) 

В отличие от монументальных произведений куполов и сводов храма, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы сени, киотов, иконостаса – станковые произведения. Они были созданы Императорской Академии художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» «репродукционным» способом, позволяющим копировать живописный оригинал детально с сохранением всех его цветовых и световых эффектов. Немецкие мастера исполнили набор четырех образов: «Св. князь Владимир», «Св. Мария Магдалина», «Св. царица Александра» и «Свт. Николай Чудотворец». Мозаики набраны смальтой мелкого модуля, удивительно точно подобранной по форме и цветовому решению. Мозаичисты Академии, виртуозно владевшие техникой набора, исполнили образы для иконостаса, сени, киотов. Четыре иконы «Спаситель» и «Богоматерь», традиционно расположенные по сторонам от Царских врат и клиросные «Св. Александр Невский» и «Воскресение Христа», набраны смальтой «отражательного огня». Ее краски отличались глубиной цвета и богатством оттенков. Автор двух первых работ – В.Васнецов, чьи росписи во Владимирском соборе в Киеве служили эталонами для живописного убранства православных храмов на рубеже XIX – начала XX вв. (Илл. № 11 и. № 12 ) 

Исполнитель эскизов мозаик для киотов – М.Нестеров. Его работы отличаются гармонией красок и лирическим настроем. Творческой удачей мастера стал образ святого Александра Невского. Благоверный князь, отрешенный от всего земного, молится в домовой церкви. Цветовая гамма мозаики безукоризненна, великолепно передан блеск доспехов и оружия, тепло горящей свечи. В углу иконы сквозь окно, на фоне золотого заката виднеются главки церкви, придающий иконе национально-лирический колорит. (Ил. № 13) 

Бесспорное украшение иконостаса – 12 миниатюрных икон афонских святых. Образы предназначались для ковчега дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве, но по решению Александра III переданы храму Воскресения Христова, где украсили столбики, фланкирующие царские врата. (Ил. № 14). Прототипами образов стали фресковые изображения святых одного из Афонских монастырей в Греции. Иконы исполнены в 1861 году в мастерской Академии Художеств, в технике «на скол». Сохраняя специфику монументального произведения, миниатюрные образы включают до 20 тысяч смальтовых частиц. 

Мастерство русских живописцев и высокий профессионализм мозаичистов обеспечили выразительность многим произведениям храма, а использование различных способов набора мозаики позволили создать образы евангельской истории от масштабных декоративных композиций до миниатюр. Все они органично вошли в коллекцию Спаса на крови, представляя различные направления русского и европейского мозаичного искусства конца XIX – начала XX веков. 

Подготовлено Л.И.Белецкой