Монументально-декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в убранстве Исаакиевского собора единение православной церкви и российской монархии, почитание русских царей.
Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.
Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.
На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. О. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.
На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с Младенцем, по сторонам – волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка И. П. Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском дворе.
Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами И. П. Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.
По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.
Выразительны группы ангелов со светильниками работы И. П. Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.
Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй И. П. Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь.
Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.
Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845–1847 годах.
На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола, выполненные И. И. Германом в 1839 году.
Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841–1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.
В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».
В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках – композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла.
Обилие наружной скульптуры зрительно несколько перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.
Подготовлено И. А. Сидневой