6 февраля в Мемориальном музее-усадьбе Н. А. Римского-Корсакова (филиал Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника) состоялось торжественное открытие выставки «Город и горожане. Повседневная жизнь Санкт-Петербурга в художественной культуре XIX века».
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» представил предметы из своего собрания, позволяющие не только проследить формирование художественного образа Северной столицы в графическом искусстве XIX века, но и рассмотреть интересные детали повседневной жизни города и его обитателей.
Обращаясь к присутствующим, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров отметил, что место проведения выставки выбрано не случайно, так как работы, представленные на ней, позволяют увидеть Петербург именно таким, каким его видел великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-летие со дня рождения которого празднует весь мир в 2024 году. Подводя итоги, Ю. В. Мудров анонсировал следующий выставочный проект, запланированный к показу в музее-усадьбе композитора.
С приветственным словом к гостям и участникам обратилась заведующая Мемориальным музеем-усадьбой Н. А. Римского-Корсакова О. В. Жуковская. Она искренне поблагодарила коллег петербургского музея за возможность увидеть художественные работы известных мастеров «золотого века» русской культуры и выразила признательность гостям, которые нашли силы и время посетить выставку в день ее открытия.
Сотрудник музея-усадьбы композитора Р. М. Алексеева рассказала присутствующим о творчестве Н. А. Римского-Корсакова.
В торжественном мероприятии приняла участие директор Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника С. Е. Мельникова.
Хранитель фондов музея-памятника «Исаакиевский собор» А. В. Елкин провел специальную экскурсию по экспозиции для всех присутствующих.
Популяризации искусства графики в XIX веке способствовали открывавшиеся в столице Российской империи мастерские А. Плюшара В. Плавильщикова, В. Ф. Тимма и других талантливых издателей и знатоков типографского дела. Многочисленные гравюры и литографии, вошедшие в экспозицию, сохранились благодаря широкому их распространению, с годами не утратив своей художественной ценности.
В центре внимания художников и граверов оказалось не только архитектурное великолепие парадного Петербурга, но и его жители. Усиливался акцент на «обитаемости» города – стаффаж (от нем. staffieren – украшать картины фигурами) не просто придавал композиции завершенность, но приобретал сюжетность и формировал представление о характерных особенностях повседневности города на Неве. Прогуливающиеся дамы, несущиеся на всех парах конные экипажи, спешащие чиновники, разносчики и торговцы наполняли произведения динамикой и дыханием настоящей городской жизни.
Одним из наиболее значимых событий в жизни Петербурга этого периода стало возведение Исаакиевского собора, начавшееся в 1818 году. Затянувшееся на 40 лет масштабное строительство, потребовавшее применения многочисленных технических новшеств, стало темой общественных дискуссий. Резонанс вокруг грандиозного проекта Огюста Монферрана нашел воплощение в искусном скульптурном шарже, созданном в 1848 году господином В. Лене. Эта работа, представляющая необычный художественный жанр и хранящаяся сегодня в фондах музея, стала ярким дополнением выставки.
Интересно, что художественные изображения самого Исаакиевского собора начали появляться задолго до того, как его смогли увидеть жители города. После публикации архитектором проектов здания и его фасадов многие художники стремились «заглянуть в будущее» и представить городские виды с уже возведенным храмом. Поэтому на гравюрах, созданных до внесения и утверждения существенных изменений в облик собора, можно увидеть первоначальный замысел зодчего. Наиболее точные и впечатляющие литографии панорам, открывающих вид на величественный Исаакиевский собор, были созданы французом Ф. Бенуа по оригиналам О. Р. Монферрана.
Внимательный взгляд творцов художественной летописи Санкт-Петербурга не упускал и других важнейших архитектурных доминант, вокруг которых концентрировалась бурная городская жизнь. На литографиях художника и графика А. Дюрана можно увидеть Петропавловский собор, Михайловский замок, возвышающийся над зеленью Летнего сада, по аллеям которого прогуливаются горожане, Александринский театр, окруженный ожидающими представления зрителями, смотровую вышку на Большой Морской улице, заполненной местными рабочими и торговцами. На гравюрах Ф. Перро, М. Дамам-Демартре, С. Ф. Галактионова гражданские и торговые судна, парусники, баржи и рыбацкие плоты движутся по невским водам мимо возвышающихся зданий Академии художеств, Биржи и Адмиралтейства.
Особого внимания заслуживают изображения русской зимы — заснеженные улицы, заполненные каретами и санями; укутанные в меха горожане, поглощенные зимними развлечениями; соревнования конных троек на льду Невы, огромные катальные горки и масленичные гуляния — все это открывает целый мир персонажей и сюжетов.
Многие художники, в том числе И. Шарлемань, П. Свиньин и В. Садовников, воспевая красоту Санкт-Петербурга, писали оригиналы, по которым впоследствии изготавливались гравюры и литографии. Они смогли создать узнаваемый и вместе с тем лирический образ города, достоверно передав самобытность и особенности его жизни.
Выставку можно посетить по 15 марта в часы работы музея. Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова (Псковская область, Плюсский район, п/о Которск, д. Вечаша)