11.12.2024

К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова

11 декабря в Государственном музее «Исаакиевский собор» прошли мероприятия, посвященные 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. К памятной дате музей подготовил концерт-посвящение, а также выставку, в основу которой легли эскизы росписей барабана купола Исаакиевского собора кисти К. П. Брюллова и портрет самого художника, написанный Ф. С. Завьяловым.

Выставку открыла заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе М. Е. Хайретдинова. От лица директора музея Ю. В. Мудрова она поприветствовала и поздравила гостей, пришедших отметить эту историческую дату. Марина Евгеньевна подробно рассказала о крупнейшем представителе русской академической школы живописи, в творчестве которого отразились романтические искания русского искусства первой половины XIX века.

«В собрании Государственного музея «Исаакиевский собор» хранятся десять рисунков, выполненных художником в 1840-х годах. На них изображены апостолы, призванные Господом для проповеди. На небольших листах бумаги карандашом, тушью и гуашью К. П. Брюллов зафиксировал свои замыслы для оформления барабана главного купола», — отметила М. Е. Хайретдинова.

Кроме того, к знаковой дате музеем подготовлено иллюстрированное издание, посвященное К. П. Брюллову и его работе над росписями Исаакиевского собора, которыми художник был всецело поглощен, о чём говорят сотни набросков, рисунков и эскизов отдельных персонажей и деталей.

В продолжение вечера состоялся концерт-посвящение. Составляя его программу, художественный руководитель Концертного хора Санкт-Петербурга Владимир Беглецов остановил свой выбор на музыке Михаила Глинки, с которым был знаком Карл Брюллов. Из наследия классика прозвучали «Херувимская песнь» и некоторые обработки романсов. В этой же программе — два духовных концерта Дмитрия Бортнянского и Литургические песнопения Петра Чайковского. Всех этих русских творцов объединяет любовь к Италии, где кто-то из них учился, а кто-то вдохновенно творил. Карл Брюллов на этой земле в 52 года обрел вечный покой.

Карл Брюллов вошел в историю строительства Исаакиевского собора как автор росписи «Богоматерь во славе». Над грандиозной по своим размерам (816 кв. м) росписью Брюллов работал в 1843–1847 годах, но вынужден был оставить эту работу из-за ухудшения здоровья. Это творение осталось самой масштабной работой в наследии живописца.