10 и 11 декабря в музее-памятнике «Исаакиевский собор» и Юсуповском дворце на Литейном состоялась конференция «Фотография как исторический источник: реставрация и воссоздание объектов культурного наследия», приуроченная к 170-летию со дня рождения пионера фотодокументалистики в России Карла Карловича Буллы. Имя и деятельность этого фотографа неразрывно связаны с историей Петербурга, а его наследие имеет непреходящую практическую ценность. Благодаря его труду мы можем увидеть не только образы города и его жителей рубежа XIX–XX веков, но и использовать его снимки для реставрации и воссоздания утраченных деталей музейных объектов.
Директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров, обращаясь к участникам и гостям конференции, подчеркнул непреходящую практическую ценность наследия Карла Буллы. Архив мастера служит уникальным источником для реставраторов, которые постоянно обращаются к нему, чтобы уточнить облик исторических объектов, памятников или персоналий. Юрий Витальевич также отметил важность сохранения памяти о фотографе. Сегодня его имя увековечено в двух музеях – в Санкт-Петербурге (Музей семьи Буллы) и на эстонском острове Сааремаа. Последний был создан при активном участии нашего земляка Валентина Евгеньевича Эльбека, внесшего огромный вклад в возрождение наследия этой династии фотографов.
«Тема нашей конференции крайне актуальна, — отметил директор, — поскольку фотография является важнейшим историческим источником». Именно поэтому, зная многие блестящие работы Буллы, музей с большим удовольствием выступил организатором этого научного собрания. Юрий Витальевич сердечно поблагодарил всех участников за отклик.
Заместитель директора по научной работе А. В. Голованова рассказала, что музей впервые обратился к работам Карла Буллы во время реставрации храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в 1970-е годы. Фотографии, сделанные им самим или его ателье, стали ключевым источником для воссоздания утраченных элементов декоративно-прикладного искусства. В частности, благодаря качественным снимкам Буллы в ближайшее время будет завершено восстановление топазовых крестов для главного иконостаса Спаса на Крови, а также продолжается работа над воссозданием складней.
В начале 2000-х годов к наследию фотомастера обратились и во время реставрации Исаакиевского собора. Опираясь на фотографии из фондов Государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, специалисты воссоздали один из трех утраченных образов работы художника Чезаре Муссини в нише пилона.
В заключение Анна Викторовна отметила, что фотографическое наследие Карла Буллы, обладающее огромной исторической и художественной значимостью, хранится разрозненно в различных учреждениях культуры Петербурга и за его пределами, что делает задачу его изучения и систематизации особенно актуальной. Она выразила благодарность всем архивам и музеям, которые берегут эти уникальные свидетельства эпохи, и отметила, что историческая фотография — это источник объективной информации, без которого была бы невозможна точная научная реставрация.
Говоря о сохранении исторической памяти, директор музея Ю. В. Мудров упомянул также о возрожденном 20 лет назад издании «Кафедра Исаакиевского собора». Это издание было в свое время инициировано старостой собора Евгением Васильевичем Богдановичем (1829–1914) и затрагивало важные вопросы духовности, церковности и веры. «Оно оставило заметный след, и мы решили его возобновить, но в новом формате и с другой тематикой», — пояснил Юрий Витальевич. Спустя два десятилетия музей подготовил переиздание первого сборника «Кафедра», который по-прежнему представляет значительный интерес своими материалами, по словам директора, и «станет свидетельством времени» и данью уважения предшественникам.
Завершая выступление, Юрий Витальевич обратил внимание гостей и участников конференции на витрину, где представлены исторические выпуски «Кафедры». Также он выразил благодарность за внимание к теме конференции и за то, что все собравшиеся с теплотой и признательностью вспоминают имя Буллы и тех, кто внес огромный вклад в отечественную культуру.
Доклады были посвящены изучению и систематизации крупнейших фотоколлекций России. Участники рассказывали о работе с фотографиями в фондах Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея, РОСФОТО и других учреждений, подчеркивая их значение как визуальной энциклопедии утраченного или измененного облика архитектурных памятников (Мариинский дворец, здание ателье Буллы, Соловки).
Центральной стала тема практического применения исторических снимков в реставрационных проектах. Фотографии Карла Буллы, Прокудина-Горского и других мастеров служат основой для точного восстановления утраченных деталей фасадов, интерьеров, предметов декоративного убранства.
Конференция затронула современные научные методы исследования фотодокументов. Речь шла о реставрации самих фотографий с помощью ИК- и УФ-излучения, о фотограмметрии для восстановления геометрии утраченных объектов и о сложной работе по атрибуции и реконструкции фотосерий и альбомов.
Ряд выступлений был посвящен осмыслению фотографии как культурного феномена – ее роли в фиксации исторических событий (Юсуповский лазарет), репрезентации в выставочном пространстве (галерея «Точка», опыт музеев) – и как форме художественного высказывания, интерпретирующего историю.
Наследие российских фотомастеров второй половины XIX — начала XX века сегодня является активно работающим ресурсом для сохранения культурного наследия.
В завершение для участников конференции были проведены экскурсии по Исаакиевскому собору и Юсуповскому дворцу на Литейном.