22.04.2024

Фестиваль «Дни Петербурга в Вятском»

20 апреля в рамках ежегодного фестиваля «Дни Петербурга в Вятском» (Ярославская область) Государственный музей «Исаакиевский собор» принял участие в культурных мероприятиях, посвященных этому событию. В Музейном комплексе «Вятское» состоялось торжественное открытие выставки «Город и горожане. Повседневная жизнь Санкт-Петербурга в художественной культуре XIX века».

Посетителям выставки представили графические произведения из собрания Государственного музея «Исаакиевский собор». В экспозицию вошли изображения художественных работ известных мастеров Золотого века русской культуры.

Выставку открыл директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров. С приветственным словом к гостям обратились генеральный директор Частного учреждения культуры «Вятское» Е. В. Шахова и заместитель генерального директора Н. Ю. Мальцева. Заместитель директора по научной работе Государственного музея «Исаакиевский собор» А. В. Голованова подробно рассказала присутствующим о представленной выставке.

На мероприятии среди почетных гостей присутствовали начальник управления по делам архивов Правительства Ярославской области. Е. Л. Гузанов и директор Российского государственного исторического архива С. В. Штукова. В торжественном открытии выставки приняли участие сотрудники петербургского музея, занимавшиеся ее подготовкой.Кроме того, в культурную программу фестиваля вошло выступление Концертного хора Санкт-Петербурга. Гости концерта услышали известные музыкальные произведения «Придите, поклонимся», «Полюшко-поле», «В темном лесе», «Уж ты поле мое», «Песнь о вещем Олеге», «Уж как пал туман», «Метелица», «Ой при лужку, при луне» и «Гляжу в озера синие». Дирижировал Андрей Охлобыстин.

Частью фестивальной программы стало выступление солистки Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Оксаны Шиловой в сопровождении  концертмейстера, лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста РСО-Алания Анатолия Кузнецова, а также открытие выставки линогравюр «Ленинград в блокаде» Нины Николаевны Новосельской, художницы, прожившей в осажденном городе все дни блокады.

Напомним, что ровно год назад, в рамках фестиваля «Вятское-городок Петербурга уголок» состоялось подписание договора о сотрудничестве и совместной деятельности между Государственным музеем «Исаакиевский собор» и Музейным комплексом «Вятское». Договор подписали директор музея Ю. В. Мудров и учредитель музейного комплекса О. А. Жаров. Торжественная церемония сопровождалась открытием выставки «Петербург глазами ангелов. Взгляд с Исаакия», подготовленной петербургским музеем.

В Ярославской области стартовал ежегодный фестиваль «Дни Петербурга в Вятском» - Вести Ярославль

О выставке «Город и горожане. Повседневная жизнь Санкт-Петербурга в художественной культуре XIX века»

Популяризации графического искусства в XIX веке способствовали открывавшиеся в столице Российской Империи мастерские А. Плюшара В. Плавильщикова, В. Ф. Тимма и других талантливых издателей и знатоков типографского дела. Многочисленные гравюры и литографии, вошедшие в экспозицию, сохранились благодаря их широкому распространению, с годами не утратив своей художественной ценности.

В центре внимания художников и граверов оказалось не только архитектурное великолепие парадного Петербурга, но и его жители. Усиливался акцент на «обитаемости» города. Стаффаж (от нем. staffieren — украшать картины фигурами) не просто придавал композиции завершенность, но привносил сюжетность и формировал представление о характерных особенностях повседневности города на Неве. Прогуливающиеся дамы, несущиеся на всех парах конные экипажи, спешащие чиновники, разносчики и торговцы наполняли произведения динамикой и дыханием настоящей городской жизни.

Одним из наиболее значимых событий в жизни Петербурга этого периода стало возведение Исаакиевского собора, начавшееся в 1818 году. Продолжавшееся сорок лет масштабное строительство, потребовавшее применения многочисленных технических новшеств, стало темой общественных дискуссий. Резонанс вокруг грандиозного проекта Огюста Монферрана нашел воплощение в искусном скульптурном шарже, созданном в 1848 году господином В. Лене. Эта работа, представляющая необычный художественный жанр и хранящаяся сегодня в фондах музея, стала ярким дополнением выставки.

Интересно, что художественные изображения самого Исаакиевского собора начали появляться задолго до того, как его смогли увидеть жители города. После публикации архитектором проектов здания и его фасадов многие художники стремились заглянуть в будущее и представить городские виды с уже возведенным храмом. Поэтому на гравюрах, созданных до внесения и утверждения существенных изменений в облик собора, можно увидеть первоначальный замысел зодчего. Наиболее точные и впечатляющие литографии панорам, открывающих вид на величественный Исаакиевский собор, были созданы французом Ф. Бенуа по оригиналам О. Р. Монферрана.

Внимательный взгляд творцов художественной летописи Санкт-Петербурга не упускал и других важнейших архитектурных доминант, вокруг которых концентрировалась бурная городская жизнь. На литографиях художника и графика А. Дюрана можно увидеть Петропавловский собор, Михайловский замок, возвышающийся над зеленью Летнего сада, по аллеям которого прогуливаются горожане, Александринский театр, окруженный ожидающими представления зрителями, смотровую вышку на Большой Морской улице, заполненной местными рабочими и торговцами. На гравюрах Ф. Перро, М. Дамам-Демартре, С. Ф. Галактионова гражданские и торговые судна, парусники, баржи и рыбацкие плоты движутся по невским водам мимо возвышающихся зданий Академии художеств, Биржи и Адмиралтейства.

Особого внимания заслуживают изображения русской зимы — заснеженные улицы, заполненные каретами и санями; укутанные в меха горожане, поглощенные зимними развлечениями; соревнования конных троек на льду Невы, огромные катальные горки и масленичные гуляния — все это открывает целый мир персонажей и сюжетов.
Многие художники, в том числе И. Шарлемань, П. Свиньин и В. Садовников, воспевая красоту Санкт-Петербурга, писали оригиналы, по которым впоследствии изготавливались гравюры и литографии. Они смогли создать узнаваемый и вместе с тем лирический образ города, достоверно передав самобытность и особенности его жизни.

Организаторы выставки:

Государственный музей «Исаакиевский собор»
Частное учреждение культуры «Музейный комплекс «Вятское».

Выставка экспонируется в Частном учреждении культуры «Музейный комплекс «Вятское» с 20 апреля по 23 июня (Ярославская обл., с. Вятское, Советская ул., д. 8).

Все фото здесь