23.01.2023

День рождения Огюста Монферрана

Пересекая летом 1816 года границы Российской империи, вряд ли надеялся тридцатилетний Огюст Монферран, что впереди его ожидают слава, известность, награды, европейское признание как архитектора и главное творение его жизни – Исаакиевский собор.

Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа. Дед Монферрана Леже Рикар был инженером, строителем мостов; отец Бенуа Рикар – учителем верховой езды, позже – директором Королевской Академии в Лионе; мать Мария Франсуаза Луиза Фиcтиони была дочерью итальянского торговца.

В 1806 году Огюст Монферран поступил в Королевскую академию архитектуры (Императорскую специальную школу архитектуры). Его учителями были ведущие архитекторы того времени Ш. Персье и П. Фонтен. Учебный процесс был прерван в связи с призывом на военную службу и участием в итальянской кампании. Через год, после ранения, Монферран вернулся на родину и продолжил обучение.

В 1813 году он вновь поступил на военную службу и за боевые заслуги в сражении при Ханау был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона.
После отречения Наполеона Бонапарта Монферран работал в Париже у архитектора Ж. Молино, ведя наблюдение за строительными работами.

В разоренной войнами Франции строительство почти прекратилось, а в столице победоносной России к сооружениям предъявлялись новые требования, они должны были стать подлинно монументальными и более торжественными.

В 1814 году, во время пребывания Александра I в Париже во главе союзнических войск, разбивших Наполеона, Монферрану удалось преподнести российскому императору роскошную папку со своими проектами памятников и сооружений и надписью: «Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Его Величеству императору всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом Французской Академии архитектуры. Париж. Апрель, 1814». Дарственный альбом был принят благосклонно.

Два года спустя Монферран приехал в Россию.

В Петербурге он обратился к влиятельному сановнику, начальнику недавно созданного Комитета по делам строений и гидравлических работ и одному из организаторов первого русского высшего технического учебного заведения, Института инженеров путей сообщения, А. Бетанкуру с письмом от его друга Бреге, который рекомендовал г-на Монферрана как хорошего рисовальщика. Бетанкур, ознакомившись с графическими работами Монферрана, нашел в них «много вкуса и изящества» и предложил молодому архитектору должность старшего чертежника.

В 1816 году Александр I отдал А. Бетанкуру распоряжение подобрать архитектора для перестройки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Выбор пал на Огюста Монферрана, проект которого был утвержден в 1818 году.

Начало XIX века было отмечено появлением в России различных новшеств в области строительной техники и технологии. В новых условиях требовались точные расчеты фундаментов, толщины сводов строения, сечения балок, опор и других конструктивных элементов. Практика требовала подготовки специалистов широкого профиля инженерно-строительного искусства.

Монферран привлекал к работе опытных, талантливых инженеров и математиков П. К. Ломновского, Л. Л. Карбоньера, Г. Ламе и Б. Клапейрона, находил интересные конструктивные решения, опередившие его время. Он сам изучал теоретическую механику и сопротивление материалов, искал способы укрепить своды собора, облегчить их, применяя металлические связки. Кирпично-каменная конструкция Исаакиевского собора буквально насыщена стальными закладными деталями.

К техническим новшествам, использованным Монферраном при сооружении собора, следует отнести устройство воздушного отопления по системе Амосова, применение гальванопластики для изготовления скульптур. Еще до появления первой в России железной дороги (1837) рядом с Исаакиевским собором существовал рельсовый путь, соединивший строительную площадку со специальным причалом на Неве, где выгружали доставляемый из Финляндии камень.

После смерти Александра I, желая увековечить его деяния, император Николай I решил создать памятник на площади перед Зимним дворцом и поручил разработку проекта Огюсту Монферрану. Проект был утвержден 24 сентября 1829 года. На пьедестал Александровская колонна была поднята в августе 1832 года в присутствии царственных особ и многочисленных зрителей.

Специалисты утверждают, что если бы Монферран построил за свою жизнь только Исаакиевский собор и Александровскую колонну, то уже этим обессмертил бы свое имя и занес его в сокровищницу русской и мировой архитектуры. Но он построил много и помимо этого: дом князя Лобанова-Ростовского рядом с будущим Исаакиевским собором, крупнейшую промышленную ярмарку России – Нижегородскую, много работал по заказу именитых сановников столицы, разработал проекты домов княгини Гагариной и владельца уральских рудников П. Н. Демидова рядом с Исаакиевской площадью. А в 1836 году, после впечатляющего подъема Александровской колонны, Монферран получил не менее ответственное и сложное задание – поднять самый большой в мире Царь-колокол массой более 200 т. Отлитый при Петре I в 1701 г., колокол более века пролежал в земле, на месте отливки в Московском Кремле.

На счету архитектора – участие в проектировании московского Манежа, городских и частных зданий, ряда парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца – комнат императрицы Александры Федоровны, Тронного, Фельдмаршальского, Петровского и Малахитового залов, Ротонды.

Одно из последних творений зодчего – конная статуя императора Николая I, завершающий акцент в ансамбле Исаакиевской площади. Памятник был создан по проекту Монферрана и модели скульптора П. К. Клодта, авторами скульптур для пьедестала и барельефов были Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман.

Огюста Монферрана отличали колоссальный творческий потенциал, темперамент, последовательность и принципиальность в работе. Смелость его решений, масштабы сооружений, широта замыслов – все это оказалось востребованным в России и послужило примером для будущих поколений архитекторов.