25 декабря в Часовне-музее храма Воскресения Христова состоялось торжественное открытие выставки детского творчества «Планета людей». В экспозиции представили работы учеников студии «Искусство живописной эмали» при Государственном музее «Исаакиевский собор».
Торжественная церемония открытия выставки началась с приветственного слова директора Государственного музея «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова. Он поздравил руководителя студии, члена Союза художников России, художника-реставратора по горячей эмали Ларису Анатольевну Соломникову и юных участников с творческим успехом, подчеркнув значимость события.
Директор выразил глубокое уважение к педагогическому таланту Ларисы Анатольевны, которая с открытой душой относится к своей деятельности и поставила перед собой задачу творчески зажечь учеников. Юрий Витальевич также отметил, что каждый юный автор получит альбом-каталог выставки — важное свидетельство их первых серьезных шагов в искусстве. Это яркое издание, над которым совместно работали специалисты разных отделов музея, стало возможным благодаря их оперативной и слаженной работе.
Юрий Витальевич поделился воспоминанием о том, как в 2017 году выставку студии живописной эмали, представленную в дирекции музея, посетила выдающийся деятель культуры, искусствовед Ирина Александровна Антонова (https://cathedral.ru/ru/posts/21-11-2017
В своем выступлении Ю. В. Мудров поблагодарил семьи детей за поддержку и всех сотрудников музея, которые приняли участие в организации выставки. Завершил речь Юрий Витальевич словами напутствия: «Творческий труд – дело ума, сердца и ваших рук. Так держать! Мы всегда рады вашим успехам и счастливы предоставить музейные стены для ваших художественных работ».
Председатель секции критики и искусствоведения Союза художников Санкт-Петербурга Маргарита Дмитриевна Изотова напомнила, что искусство горячей эмали, корни которого уходят в глубокую древность, представляет собой трудоемкий многоэтапный процесс. Маргарита Дмитриевна назвала эмаль «свидетелем вечности» и отметила, что даже небольшие детские работы, выполненные в этой сложной технике, обретают особую ценность, ведь ребенок осознает, что своим трудом создает предмет, нацеленный в вечность.
Особое внимание она уделила портретам, представленным на выставке, обратив внимание на общий стиль, который объединяет все работы. По ее словам, в этом чувствуется вдохновляющая роль педагога, которая вкладывает в учеников важную мысль о благородстве человека.
Руководитель студии «Искусство живописной эмали» Лариса Анатольевна Соломникова рассказала историю создания детской мастерской. Идея возникла после завершения реставрации Царских врат для Спаса на Крови, когда появилась потребность не только сохранять накопленный опыт и знания, но и передавать их дальше.
Она с теплотой вспомнила своих учителей из Академии А. Л. Штиглица, работавших вместе с Верой Игнатьевной Мухиной, и с особой благодарностью — своего главного наставника, супруга Виктора Юрьевича Никольского (1956–2022), художника по металлу, без чьей помощи студия не состоялась бы.
Сегодня в студии уже два поколения учеников, появляются целые творческие династии. Руководитель представила своих воспитанников, многие из которых, повзрослев, выбрали творческие профессии.
Лариса Анатольевна поблагодарила детей и особенно их родителей — за доверие и трепетное отношение к увлечению детей. Ей также нравится формат смешанных разновозрастных групп, где старшие удивляются, что делают малыши, а малыши восхищаются тем, что получается у взрослых.
Завершила свое выступление Л. А. Соломникова словами глубокой признательности Государственному музею «Исаакиевский собор» и лично его директору за полное внимание и блестящую организацию выставки — от каталога и значков до профессионального выставочного пространства, которое так достойно представляет детское творчество.
Профессор кафедры монументально-декоративной живописи Академии А. Л. Штиглица, заслуженный художник Российской Федерации Светлана Петровна Пономаренко выразила коллективу студии бесконечную благодарность, отметив, что их работы стали прекрасным украшением международных биеннале, проходивших на базе академии. Она назвала нынешнюю выставку в Часовне-музее потрясающим и прекрасным явлением для всего города.
Особо профессор подчеркнула уникальность самой студии, которая работает «под прикрытием и молитвами» собора. Она высоко оценила роль педагога Ларисы Анатольевны, которая, по ее словам, относится к ученикам как мама, оставаясь при этом высокопрофессиональным художником.
В завершение профессор заверила, что как только в Академии А. Л. Штиглица вновь будет запущен проект, связанный с горячей эмалью, они непременно будут выставляться совместно с творческой студией Государственного музея «Исаакиевский собор».
Название выставки «Планета людей» не случайно, и напоминает нам об одноименном произведении писателя Антуана де Сент-Экзюпери. В современном мире, наполненном природными стихиями, катаклизмами и событиями, за которые несет ответственность человек, звучит призыв остановиться и посмотреть на нашу планету как на живой организм, задуматься о своем месте в этом мире и роли в сохранении Земли, на которой человек не хозяин, а ее дитя.
Еще одна, пожалуй, самая известная история, написанная Экзюпери, — «Маленький принц» — откликается в душах детей и отражается в их творчестве. От внимательного зрителя не ускользнут знакомые образы и метафоры, что сделает знакомство с выставкой и замечательными работами учеников студии «Искусство живописной эмали» еще более интересным.
Выставку можно посетить по 1 февраля 2026 года в часы работы музея. Часовня-музей храма Воскресения Христова (Спас на Крови), наб. канала Грибоедова, д. 2а
О студии
За годы работы с детьми Лариса Анатольевна создала свою оригинальную систему преподавания, направленную на развитие личности ребенка и на осмысление мира, в котором мы живем. Живописные свойства горячей эмали увлекают любого, кто прикоснется к этому чудесному искусству, — обжиги в раскаленной печи, когда начинают пылать цвета, когда они меняются каждый раз, попадая в огонь, и мастер может управлять этим процессом, подобны волшебству. Соприкосновение с такими материалами, как медная пластинка, красочные порошки, которые не купишь в обычном магазине, и, конечно, с живым творящим огнем — само по себе необычно даже взрослого, а для детей — особенно.
Поскольку эмаль требует особого условного языка, или, как говорят, стилизации, то учащихся ориентируют не столько на реалистичность изображения, сколько на художественный образ. Даются домашние задания: нарисовать портреты родителей, друзей, животных, свое окно. А затем — графическая разработка, заливка локальными цветами, после чего уже ученик допускается к материалу. Попутно рождается эстетика как личное переживание учеников от соприкосновения с материалом.
Курс обучения включает в себя занятия, в ходе которых ученики работают не только с эмалью, но и с другими декоративными приемами: коллаж, сграффито, рельеф на меди, лепка, керамика, что позволяет постепенно приступить к сложнейшей технике горячей эмали по металлу. Ученики также овладевают важными навыками декоративной композиции, стилизации и адаптации рисунка-эскиза к работе с большим разнообразием материалов, в том числе с металлом, папье-маше, глиной, пластилином.
Ребята приобщаются к мировой художественной культуре, помимо уважения к своему и чужому труду у них формируется бережное отношение к культурному наследию. Ученики посещают художественные выставки и занятия в музеях, в собрании которых есть художественные эмали. Теоретический курс об истории эмальерного дела преподается в форме бесед с использованием специальной литературы. Такой комплекс методик позволяет развивать способности ребенка, восприятие им художественных образов, пространственное мышление, зрительную память, воображение, легкость и широту ассоциирования.