26.08.2020

«…во славу Руси ратной…»

В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» прошли традиционные Михайловские Пушкинские чтения, приуроченные к очередной, 196-й, годовщине приезда А. С. Пушкина в северную ссылку. Название конференции «...во славу Руси ратной...», определенное строкой из пушкинского стихотворения «Олегов щит» (1829), предполагало обращение к героической истории Отечества, с тем чтобы вспомнить ратные подвиги русского народа, отраженные на разных этапах истории в письменных источниках, военных мемуарах и документальных свидетельствах, нашедшие художественное воплощение в исторических песнях, сказаниях, преданиях и, конечно, в творчестве А. С. Пушкина, других отечественных литераторов, а также вспомнить беспримерный героизм наших предков, отцов и дедов, внесших неоценимый вклад в Великую Победу над фашистской Германией 75 лет назад.

В мероприятии приняли участие сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В числе участников конференции были историки, филологи, музейщики, культурологи, искусствоведы. Живые отклики на выступления коллег и возникавшие дискуссии между участниками и слушателями продемонстрировали большой интерес к затронутым темам, их значимость и актуальность. 

Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров представил книгу Ларри В. Котрена «Отверженный провидец» о знаменитом псковиче, архитекторе, выдающемся реставраторе Юрии Спегальском. 

Книга содержит обширную информацию о деятельности Юрия Павловича в области реставрации и верхолазных работ в блокадном и послевоенном Ленинграде, где он был востребован в качестве уникального специалиста – профессионального архитектора-верхолаза.

В годы блокады Ленинграда наряду с альпинистами, среди которых только он имел архитектурное образование, Ю. П. Спегальский занимался маскировкой, а также ремонтом высотных сооружений, выполнял обмеры, составлял научно-техническую документацию. Не стала исключением в его важном труде и послевоенная реставрация Исаакиевского собора, которая охватила все архитектурные части здания, в том числе и находящиеся на большой высоте и недоступные без специальной подготовки, такие как крест главного купола и мраморные модульоны. В июле 1956 года советские газеты с восхищением сообщали о восхождении Спегальского и Тихонова на купол Исаакиевского собора: демонтаж и монтаж обшивки креста, а также реставрация его каркаса проводились на стометровой высоте. 

Чтобы предотвратить обрушение архитектурных элементов, Ю. П. Спегальский вместе с О. П. Тихоновым тщательно обследовали карнизы. Все модульоны, имевшие глубокие трещины и угрожавшие падениями, были удалены. Вместо них были установлены металлические каркасы, на которые крепились окрашенные под мрамор листы меди. Схема расположения модульонов, предложенная Ю. П. Спегальским, используется реставраторами и сегодня. Имя Ю. П. Спегальского навсегда вписано в историю реставрации и сохранения Исаакиевского собора.

После представления книги два экземпляра были переданы Государственному музею-заповеднику А. С. Пушкина «Михайловское».

С докладом «Опыт Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в сохранении и популяризации воинской славы России» выступила начальник научно-исследовательского отдела А. В. Голованова, в котором она рассказала об опыте использования Сампсониевского собора и межмузейной просветительской программе «Выстоять и сохранить!».

Сампсониевский собор – первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы, заложенный в 1709 году по указу царя Петра в память о победе и в благодарность святому Сампсонию Странноприимцу за небесное покровительство русским войскам, в день поминовения которого произошла битва со шведами под Полтавой.

Благодаря многолетней комплексной научной реставрации, осуществлённой музеем, Сампсониевский собор, его интерьеры, монументальные росписи, коллекция икон, датированных концом XVII–XVIII вв., сохранились для последующих поколений. В 1999 году, к 290-летию Полтавской битвы, в соборе была развернута экспозиция, посвященная знаменательному событию: сражение определило ход Северной войны, в результате которой страна стала могущественной державой. 

Открытие выставки совпало с 200-летним юбилеем А. С. Пушкина, в основу позальных текстов и этикетажа легла многим хорошо знакомая поэма «Полтава». 

В год 310-летия Полтавской битвы музеем была подготовлена передвижная фотовыставка, названием которой стали знаменитые строки «Полтавы»: «И грянул бой, Полтавский бой!».

До 2017 года Сампсониевский собор наряду с другими храмами-памятниками, входящими в состав музея, служил площадкой для проведения занятий с юными петербуржцами, в патриотическое воспитание которых значимый вклад вносит сектор музейной педагогики. В преддверии 75-летия Великой Победы сотрудниками сектора была подготовлена межмузейная просветительская программа «Выстоять и сохранить!». Занятия в рамках программы включают посещение мемориальной экспозиции «Чтобы помнили…», открытой в подвалах музея-памятника «Исаакиевский собор» к 60-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и посвященной музейным сотрудникам, сумевшим в суровое военное время сберечь уникальные экспонаты музеев Ленинграда и его пригородов, которые не успели эвакуировать в тыл.

Фото с сайта Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник)