В Смольном соборе прошел авторский вечер Владимира Дашкевича. В исполнении ансамбля Дмитрия Покровского и Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» под управлением дирижера Михаила Чаусовского впервые в Санкт-Петербурге прозвучал «Солдатский реквием» – оратория на основе музыки к легендарному фильму «Бумбараш» на стихи Юлия Кима.
Вряд ли найдется человек на постсоветском пространстве, который бы не знал и не любил музыку к культовому кинофильму 70-х «Бумбараш». С этого фильма началась многолетняя творческая дружба поэта Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича. И именно эта музыка и песни, написанные ими, легли в основу «Солдатского реквиема».
Произведение написано для вокального ансамбля и симфонического оркестра и раскрывает обобщенный образ русского воина. Индивидуально-лирическая тема простого солдата, ушедшего на войну и погибшего в её месиве, приобретает эпический, обобщающий смысл, становится историей не одного, а многих солдат, историей огромной страны и её народа. Нет войне, пожирающей и уничтожающей любовь, мир, жизни, души – таков общечеловеческий пафос оратории. Не случайно в качестве ключевого текста в финале использованы слова Нагорной проповеди из Евангелия от Матфея.
Чрезвычайно актуальна, хотя и непривычна в отношении музыки, написанной изначально для кино, сама идея крупной цельной музыкальной формы. Здесь срабатывает эффект неожиданности, и музыка к песням, ставшим уже давно абсолютными хитами, горячо любимыми многими поколениями россиян, вдруг приобретает совершенно иное смысловое звучание на этом «длинном дыхании» повествования.
Музыкальный язык «Солдатского реквиема», демократичный и запоминающийся, наполнен яркой мелодикой, при этом он далек от примитивности. Доступность и ясность высказывания, выражающего глубокое философское послание – вот что характеризует это произведение, в котором нет лишнего пафоса, ложной патетики, искусственной героики, но есть много юмора, лирики и любви к человеку.
Воздействие музыки усиливается содержанием специально созданного видеоряда, основанного на произведениях русской живописи — от иконы до военного плаката, от батального жанра до наивного искусства. Опираясь на этот мощный ряд зрительных образов, оригинальная версия Ансамбля Дмитрия Покровского живой интонацией, просто, органично и естественно ведет музыкальное повествование, постепенно раскрывая перед зрительской аудиторией огромный потенциал и глубокий смысл авторского высказывания, заложенного в этом произведении, создавая единый и многоликий образ России, всем солдатам которой посвящается этот Реквием.