Выставка «Из прошлого Смольного собора» открылась в Смольном соборе. Она знакомит зрителя с  архивными фотодокументами, представляющими былое великолепие и печальные  страницы разрушения храма.
 
Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего  монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы  Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо  Бартоломео Растрелли, который руководил  работами в 1748 –1762 годах.
 
 Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в  него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем  правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные  работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно  полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70  лет. Состояние его постоянно ухудшалось.
 
В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались  работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором  всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович  Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную  задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной  пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился  простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и  сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций  растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется  удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с  золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164  хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской  губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал  через огромные окна.
 
20 июля (ст. ст.) 1835 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил собор во имя Воскресения Христова.
 
 В результате затянувшегося строительства Смольный собор приобрел  неповторимый облик, соединив великолепные образцы роскошного  елизаветинского барокко фасадов и сдержанного классицизма в интерьере.  Их кажущаяся несовместимость вызывала попытки изменить внутреннее  убранство храма, приблизив его к первоначальному замыслу. Так в  1875-1881 годах в соборе появились новые иконостасы «в духе графа  Растрелли», выполненные по проекту архитектора Максимилиана Месмахера.
 
Собор являлся действующим до начала 1920-х годов. В советское время  храм постигла участь многих православных церквей в России: церковные  ценности были изъяты, а в 1923 году по решению Петросовета он был закрыт  для верующих и использовался как склад.
 
Убранство Смольного собора постепенно разрушалось. После окончания  Великой Отечественной войны здесь еще сохранялись полуразрушенный  иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1970-х –1980-х гг. Смольный собор стал филиалом Государственного  музея истории Ленинграда, здесь располагалась экспозиция «Ленинград  сегодня и завтра».
 
В январе 1990 года был организован Концертно-выставочный комплекс  «Смольный собор», а в июле 2004 года он вошел в состав Государственного  музея-памятника «Исаакиевский собор». Значительная часть декоративного убранства Смольного собора, к  сожалению, утрачена. В экспозиции представлены копии архивных фотографий  разных исторических периодов.
 
Выставка будет работать до 1 октября 2012.