Исаакиевский собор между прошлым и будущим
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Позвольте представить вашему вниманию ежегодный сборник научных трудов музея «Кафедра».
В этом году он посвящен 150-летию со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора. На страницах сборника мы представляем историю создания храма и его современную жизнь, публикуем материалы сотрудников музея, которые на протяжении многих лет сохраняли для нас и наших потомков выдающийся памятник рус¬ского церковного искусства. Открывают сборник статьи Георгия Петровича Бутикова, Николая Викторовича Нагорского и Виктора Львовича Разуваева.
Впервые мы представляем архивные материалы и результаты совместной деятельности нашего музея и Ассоциации «Возрождение Монферрана» (Франция), в разделах «Научные изыскания» и «Методическая и экскурсионная работа» можно познакомиться с сегодняшним днем музея.
«Сияние славы Господней» называло духовенство Исаакиевский собор, величественнейший памятник Русской православной церкви. Одно из крупнейших купольных сооружений Европы, не имеющий аналогов в мировой и отечественной архитектуре и искусстве Исаакиевский собор уступает по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Сегодня невозможно представить облик нашего города без Исаакиевского собора, объединяющего в единый ансамбль Исаакиевскую и Сенатскую площади. Исаакиевский собор по праву является одним из символов Северной столицы. Славу Исаакиевского собора возвышали его драгоценные святыни.
На клиросах у главного алтаря храма хранился крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей святого апостола Андрея Первозванного, присланные в дар Святейшему Синоду от Иерусалимского Патриарха Афанасия.
Список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери с возложенной золотой ризой с надписью: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей».
Нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венца, принадлежащий Петру I и пожертвованный собору императором Александром II.
Как почетные реликвии были переданы в Исаакиевский кафедральный собор и хранились в нем знамена ополчения 1812 года, четыре знамени ополчения Санкт-Петербургской губернии времен Крымской войны 1853—1856 гг. и трофейные турецкие знамена.
В Исаакиевском соборе с особой торжественностью совершались Божественные литургии, проводились торжественные богослужения в честь святых, тезоименитных членам царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии, совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, привлекая большое стечение молящихся. Вместе с духовенством и горожанами в этих процессиях шествовали кавалеры главных российских орденов, и среди них кавалеры ордена святого благоверного великого князя Александра Невского с образами своего небесного покровителя.
Исаакиевский собор был не только кафедральным храмом Российской империи, но и духовным центром Северной столицы. У его стен отмечались такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, и в те времена еще памятное «чудесное спасение Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков» (Отечественная война 1812 года, этот праздник был установлен в 1814 году и отмечался 25 декабря).
В числе воинских праздников почитались и «кавалерские». В день прославления святого благоверного великого князя Александра Невского, тезоименитного трем русским императорам. Особо зрелищным было участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных воинской славой гвардейских полков. Под звуки серебряных труб и барабанов пешим и конным строем стекались на площадь мужественные измайловцы и семеновцы, кирасиры и гусары, кавалергарды и егеря. Как правило, воинские праздники завершались салютами и иллюминацией на Неве, Мойке и Фонтанке.
С 1862 года в Исаакиевском соборе чествовали память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Приезжавшие в столицу иностранцы считали для себя обязательным побывать в Исаакиевском соборе. Его посещали царственные особы, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы.
Первое десятилетие XXI века ознаменовано для музея празднованием памятных дат: 100-летия со дня окончания строительства и освящения храма Воскресения Христова (Спаса на крови), 150-летия со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора, 300-летия Сампсониевского собора и 175-летия Воскресенского Смольного собора.
В 2008 году, юбилейном для Исаакиевского собора, праздничные мероприятия открывались художественными конкурсами «Дети рисуют Ангела» в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спас на крови) и конкурсом «Дети рисуют храм» в Смольном соборе.
12 июня 2008 года, в день освящения Исаакиевского собора, в нем совершил праздничную Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении с архиепископом Тихвинским Константином, епископом Петергофским Маркеллом, наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандритом Назарием и духовенством Санкт-Петербургской митрополии.
После праздничного богослужения для петербуржцев и гостей солисты и участники Детского хора радио и телевидения Санкт-Петербурга и Камерного хора Смольного собора исполнили произведения русской духовной музыки. В Смольном соборе была открыта фотовыставка «Исаакиевский собор в новейший период».
К юбилею собора в музее подготовлены новые издания «Главный иконостас Исаакиевского собор» и «Врата Исаакиевского собора». Завершится юбилейный год проведением ежегодной научно-практической конференции музея «Исаакиевский собор между прошлым и будущим» и открытием выставки «Исаакиевский собор: модели времени», посвященным памятной дате.
Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Буров Н. В. | Вступительное слово | |
Бутиков Г. П.
|
Неповторимый памятник архитектуры
|
|
Нагорский Н. В.
|
Настоятели Исаакиевского собора
|
|
Разуваев В. Л.
|
Осадка Исаакиевского собора
|
|
Архив научных исследований
|
||
Бубнева Н. А.
|
Деятельность Комиссии о построении Исаакиевского собора 1818 – 1858 гг.
|
|
Гусева И. Ф.
|
Орнаменты в решении художественного образа Исаакиевского собора
|
|
Давид В. М.
|
Художественные и конструктивные особенности и история создания
купольного завершения Исаакиевского собора |
|
Калинин Б. А.
|
Борьба церковников Исаакиевского собора против народа
|
|
Сиднева И. А.
|
Скульптура Исаакиевского собора и некоторые проблемы русской
монументальной скульптуры середины XIX века |
|
Научные исследования |
||
Белецкая Л. И.
|
Из истории музеефикации Исаакиевского собора
|
|
Борисов И. В.
|
История добычи карельского мрамора для Исаакиевского собора
|
|
Булах А. Г. ,
Воеводский И. Э. |
Порфир и мрамор, и гранит
|
|
Голованова А. В.
|
История реставрации витража Исаакиевского собора
|
|
Дементьева Ю. М.
|
Памятники религиозной культуры в программе археологических съездов
России (1869-1914) |
|
Исаченко В. Г.
|
Исаакиевский собор в литературе
|
|
Корниченко Е. М.
|
Музейное использование Никольской церкви в Сортавале
|
|
Мишура О. О.
|
История создания и реставрации росписей Исаакиевского собора
на сюжеты из истории Древней Руси |
|
Окунев С. Н.
|
Завод Берда и Исаакиевский собор
|
|
Оснос О. А.
|
Исторический облик Исаакиевской площади
|
|
Репина Е. Л.
|
Архитектура Исаакиевского собора
|
|
Филиппова Э. А.
|
Издательская деятельность «Кафедры Исаакиевского собора»
|
|
Хвостова Г. А.
|
Создание Ф.А. Бруни росписей в Исаакиевском соборе
|
|
Хитарова И. Ю.
|
Участие А.Е.Бейдемана в создании иконы «Архистратиг Михаил»
|
|
Чернышева Е. К.
|
Торжественное празднество открытия и освящения Санкт-Петербургского
кафедрального собора во имя преподобного Исаакия Далматского |
|
Цилага Л. Е.
|
Роль храмов-музеев в современной Греции на примере трех
представительных парадигм |
|
Петров Т. Г. ,
Шуйский А. В. |
Малахит в убранстве Исаакиевского собора и выращиваемый
малахит как материал для реставрации |
|
Методическая и экскурсионная работа
|
||
Михайлова Н. В.
|
Экскурсионно-методическая работа в Государственном музее-памятнике
Исаакиевский собор» |
|
Лямина В. И.
|
Межмузейный проект « Монферран» Государственного музея-памятника
Исаакиевский собор» и Государственного Эрмитажа |
|
Шарий А. С.
|
Программа «Музей – школе»
|
|
Проект "Монферран" |
||
Квятковский А. В.
|
Архитектор Огюст Монферран – создатель Исаакиевского собора
|
|
Бондарчук В. Г.
|
Документы Огюста Монферрана в Российской Национальной библиотеке
|
|
Догадаева Е. В.
|
«…Заведение таковое усугубит славу Государя и государства»
|
|
Доминов М. Ш.
|
Архивные материалы по строительству Исаакиевского собора
|
|
Ушкова Ю. С.
|
Судьба творения О. Монферрана в новейшей истории России (после 1917 г.)
|
Проблемы инженерного обеспечения памятников архитектуры и искусства
|
Глухов А. М.
|
Акустика и звуковая система Смольного собора
|
Никулин Д. А. ,
Стрелец М. Х. , Чумаков Ю. С. |
Результаты компьютерного моделирования аэродинамики и
температурного состояния интерьера Исаакиевского собора |