Исаакиевский собор между прошлым и будущим

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

Позвольте представить вашему вниманию ежегодный сборник научных трудов музея «Кафедра».

В этом году он посвящен 150-летию со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора. На страницах сборника мы представляем историю создания храма и его современную жизнь, публикуем материалы сотрудников музея, которые на протяжении многих лет сохраняли для нас и наших потомков выдающийся памятник рус¬ского церковного искусства. Открывают сборник статьи Георгия Петровича Бутикова, Николая Викторовича Нагорского и Виктора Львовича Разуваева.

Впервые мы представляем архивные материалы и результаты совместной деятельности нашего музея и Ассоциации «Возрождение Монферрана» (Франция), в разделах «Научные изыскания» и «Методическая и экскурсионная работа» можно познакомиться с сегодняшним днем музея.

«Сияние славы Господней» называло духовенство Исаакиевский собор, величественнейший памятник Русской православной церкви. Одно из крупнейших купольных сооружений Европы, не имеющий аналогов в мировой и отечественной архитектуре и искусстве Исаакиевский собор уступает по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Сегодня невозможно представить облик нашего города без Исаакиевского собора, объединяющего в единый ансамбль Исаакиевскую и Сенатскую площади. Исаакиевский собор по праву является одним из символов Северной столицы. Славу Исаакиевского собора возвышали его драгоценные святыни.

На клиросах у главного алтаря храма хранился крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей святого апостола Андрея Первозванного, присланные в дар Святейшему Синоду от Иерусалимского Патриарха Афанасия.

Список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери с возложенной золотой ризой с надписью: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей».

Нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венца, принадлежащий Петру I и пожертвованный собору императором Александром II.
Как почетные реликвии были переданы в Исаакиевский кафедральный собор и хранились в нем знамена ополчения 1812 года, четыре знамени ополчения Санкт-Петербургской губернии времен Крымской войны 1853—1856 гг. и трофейные турецкие знамена.

В Исаакиевском соборе с особой торжественностью совершались Божественные литургии, проводились торжественные богослужения в честь святых, тезоименитных членам царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии, совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, привлекая большое стечение молящихся. Вместе с духовенством и горожанами в этих процессиях шествовали кавалеры главных российских орденов, и среди них кавалеры ордена святого благоверного великого князя Александра Невского с образами своего небесного покровителя.

Исаакиевский собор был не только кафедральным храмом Российской империи, но и духовным центром Северной столицы. У его стен отмечались такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, и в те времена еще памятное «чудесное спасение Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков» (Отечественная война 1812 года, этот праздник был установлен в 1814 году и отмечался 25 декабря).

В числе воинских праздников почитались и «кавалерские». В день прославления святого благоверного великого князя Александра Невского, тезоименитного трем русским императорам. Особо зрелищным было участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных воинской славой гвардейских полков. Под звуки серебряных труб и барабанов пешим и конным строем стекались на площадь мужественные измайловцы и семеновцы, кирасиры и гусары, кавалергарды и егеря. Как правило, воинские праздники завершались салютами и иллюминацией на Неве, Мойке и Фонтанке.

С 1862 года в Исаакиевском соборе чествовали память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Приезжавшие в столицу иностранцы считали для себя обязательным побывать в Исаакиевском соборе. Его посещали царственные особы, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы.

Первое десятилетие XXI века ознаменовано для музея празднованием памятных дат: 100-летия со дня окончания строительства и освящения храма Воскресения Христова (Спаса на крови), 150-летия со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора, 300-летия Сампсониевского собора и 175-летия Воскресенского Смольного собора.

В 2008 году, юбилейном для Исаакиевского собора, праздничные мероприятия открывались художественными конкурсами «Дети рисуют Ангела» в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спас на крови) и конкурсом «Дети рисуют храм» в Смольном соборе.

12 июня 2008 года, в день освящения Исаакиевского собора, в нем совершил праздничную Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении с архиепископом Тихвинским Константином, епископом Петергофским Маркеллом, наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандритом Назарием и духовенством Санкт-Петербургской митрополии.

После праздничного богослужения для петербуржцев и гостей солисты и участники Детского хора радио и телевидения Санкт-Петербурга и Камерного хора Смольного собора исполнили произведения русской духовной музыки. В Смольном соборе была открыта фотовыставка «Исаакиевский собор в новейший период».

К юбилею собора в музее подготовлены новые издания «Главный иконостас Исаакиевского собор» и «Врата Исаакиевского собора». Завершится юбилейный год проведением ежегодной научно-практической конференции музея «Исаакиевский собор между прошлым и будущим» и открытием выставки «Исаакиевский собор: модели времени», посвященным памятной дате.

Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

СОДЕРЖАНИЕ  
Буров Н. В. Вступительное слово
Бутиков Г. П.
Неповторимый памятник архитектуры
Нагорский Н. В.
Настоятели Исаакиевского собора
Разуваев В. Л.
Осадка Исаакиевского собора
 
Архив научных исследований
Бубнева Н. А.
Деятельность Комиссии о построении Исаакиевского собора 1818 – 1858 гг.
Гусева И. Ф.
Орнаменты в решении художественного образа Исаакиевского собора
Давид В. М.
Художественные и конструктивные особенности и история создания
купольного завершения Исаакиевского собора
Калинин Б. А.
Борьба церковников Исаакиевского собора против народа
Сиднева И. А.
Скульптура Исаакиевского собора и некоторые проблемы русской
монументальной скульптуры середины XIX века

Научные исследования

Белецкая Л. И.
Из истории музеефикации Исаакиевского собора
Борисов И. В.
История добычи карельского мрамора для Исаакиевского собора
Булах А. Г. ,
Воеводский И. Э.
Порфир и мрамор, и гранит
Голованова А. В.
История реставрации витража Исаакиевского собора
Дементьева Ю. М.
Памятники религиозной культуры в программе археологических съездов
России (1869-1914)
Исаченко В. Г.
Исаакиевский собор в литературе
Корниченко Е. М.
Музейное использование Никольской церкви в Сортавале
Мишура О. О.
История создания и реставрации росписей Исаакиевского собора
на сюжеты из истории Древней Руси
Окунев С. Н.
Завод Берда и Исаакиевский собор
Оснос О. А.
Исторический облик Исаакиевской площади
Репина Е. Л.
Архитектура Исаакиевского собора
Филиппова Э. А.
Издательская деятельность «Кафедры Исаакиевского собора»
Хвостова Г. А.
Создание Ф.А. Бруни росписей в Исаакиевском соборе
Хитарова И. Ю.
Участие А.Е.Бейдемана в создании иконы «Архистратиг Михаил»
Чернышева Е. К.
Торжественное празднество открытия и освящения Санкт-Петербургского
кафедрального собора во имя преподобного Исаакия Далматского
Цилага Л. Е.
Роль храмов-музеев в современной Греции на примере трех
представительных парадигм
Петров Т. Г. ,
Шуйский А. В.
Малахит в убранстве Исаакиевского собора и выращиваемый
малахит как материал для реставрации
Методическая и экскурсионная работа
Михайлова Н. В.
Экскурсионно-методическая работа в Государственном музее-памятнике
Исаакиевский собор»
Лямина В. И.
Межмузейный проект « Монферран» Государственного музея-памятника
Исаакиевский собор» и Государственного Эрмитажа
Шарий А. С.
Программа «Музей – школе»

Проект "Монферран"

Квятковский А. В.
Архитектор Огюст Монферран – создатель Исаакиевского собора
Бондарчук В. Г.
Документы Огюста Монферрана в Российской Национальной библиотеке
Догадаева Е. В.
«…Заведение таковое усугубит славу Государя и государства»
Доминов М. Ш.
Архивные материалы по строительству Исаакиевского собора
Ушкова Ю. С.
Судьба творения О. Монферрана в новейшей истории России (после 1917 г.)
Проблемы инженерного обеспечения памятников архитектуры и искусства
Глухов А. М.
Акустика и звуковая система Смольного собора
Никулин Д. А. ,
Стрелец М. Х. ,
Чумаков Ю. С.
Результаты компьютерного моделирования аэродинамики и
температурного состояния интерьера Исаакиевского собора