Музей в храме-памятнике
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск сборника «Кафедра», продолжающего традиционные издания кафедрального Исаакиевского собора. Этот выпуск приурочен к проведению конференции «Музей в храме-памятнике», посвященной выставочной, научно-исследовательской и реставрационной деятельности музеев в Исаакиевском, Сампсониевском, Смольном соборах и храме Воскресения Христова (Спасе на крови).
Мы не случайно обратились к этой теме именно сегодня. Будущее нашей страны зависит в том числе и от культурно-исторических ценностей, которые мы обязаны сохранить и передать следующим поколениям.
«Храм мой храм молитвы наречется», – эти слова Господа можно увидеть на южном портике одного из величайших православных храмов мира, Исаакиевского собора. И действительно, храм всегда был предназначен для совершения Божественных литургий, молитв и проповедей, в нем особая, духовно насыщенная атмосфера, способствующая восприятию Слова Божиего.
Но вместе с тем эти соборы – национальное достояние России, которое необходимо бережно сохранять, реставрировать и демонстрировать туристам, всем гражданам нашей страны, независимо от их конфессиональной принадлежности. Мировая практика показала, что наиболее эффективно это делать в том случае, когда храм музеефицирован и о нем заботятся опытные хранители и реставраторы.
В храмах-памятниках нашего музейного комплекса нет и не может быть препятствий для проведения и богослужений, и экскурсий. Взаимопонимание между церковью и музеем должно строиться и базироваться на правовой основе. Работникам музея следует уважительно относиться к православным святыням при подготовке новых экскурсий и экспозиций, прихожанам – помнить о необходимости сохранения уникального убранства храма-памятника.
Руководствуясь этим, наш музей заключил с Санкт-Петербургской епархией договор о совместной деятельности.
В сборнике представлены материалы конференции, которые носят дискуссионный характер, будут полезными для всех работников музеев и помогут им сохранять для потомков удивительные храмы-памятники.
Н. В. Нагорский,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
СОДЕРЖАНИЕ | |
Нагорский Н. В.
|
Церковь и музей
|
Протоиерей
Иоанн Малинин |
Церковный приход в храме-памятнике
|
Бартова-Грозовская Т. Г.
|
Библейские мотивы в творчестве А.П.Рябушкина
|
Бондарчук В. Г.
|
Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий
|
Догадаева Е. В.
|
История библиотеки Исаакиевского Кафедрального собора
и Антирелигиозного музея |
Званцев П. М.
|
Святыни Сампсониевского собора, посвященные Полтавской победе
|
Зеленченко В. А.
|
Научная реставрация убранства храма Воскресения Христова
(Спаса на крови) |
Квятковский А. В.
|
Управление, содержание и заведование Исаакиевским Кафедральным собором.
1858 – 1918 |
Климова С. О.
|
Опыт методической работы в музее-памятнике «Спас на крови»
|
Коршунова Н. Г.
|
Плафон «Вознесение Христа» в церкви Воскресения Христова
Большого Царскосельского дворца |
Минин А. С.
|
Мультимедийные технологии в храме-памятнике
|
Михайлова Н. В.
|
Обзорная экскурсия в музее-памятнике «Исаакиевский собор»
|
Мишура О. О.
|
Музеефикация памятников архитектуры
|
Мокина Т. М.
|
Надгробные плиты Сампсониевского кладбища
|
Окунев С. Н.
|
Деревянная модель Исаакиевского собора
|
Оснос О. А.
|
Музей как средство социализации детей младшего школьного возраста
|
Пудова В. А.
|
Мозаичные образа по оригиналам А.Е.Бейдемана в Исаакиевском соборе
|
Репина Е. Л.
|
Постоянная экспозиция в музее-памятнике «Сампсониевский собор»
|
Сидоров Н. В.
|
Правовые отношения между музеем и Церковью
в государственном учреждении культуры |
Ушкова Ю. С.
|
Храм и музей: диалог или противостояние?
|
Филиппова Э. А.
|
Музей-храм (некоторые аспекты взаимодействия)
|
Фролов В. А.
|
К проблеме создания музея мозаики в Санкт-Петербурге
|
Хитарова И. Ю.
|
Настоятели храма Воскресения Христова (Спаса на крови)
|
Чернышева Е. К.
|
Система менеджмента качества в деятельности современного музея
|
Шулятева С. А.
|
Художественная ценность алтарей Исаакиевского собора
|