Музей в храме-памятнике

Уважаемые читатели!

Перед вами первый выпуск сборника «Кафедра», продолжающего традиционные издания кафедрального Исаакиевского собора. Этот выпуск приурочен к проведению конференции «Музей в храме-памятнике», посвященной выставочной, научно-исследовательской и реставрационной деятельности музеев в Исаакиевском, Сампсониевском, Смольном соборах и храме Воскресения Христова (Спасе на крови).

Мы не случайно обратились к этой теме именно сегодня. Будущее нашей страны зависит в том числе и от культурно-исторических ценностей, которые мы обязаны сохранить и передать следующим поколениям.

«Храм мой храм молитвы наречется», – эти слова Господа можно увидеть на южном портике одного из величайших православных храмов мира, Исаакиевского собора. И действительно, храм всегда был предназначен для совершения Божественных литургий, молитв и проповедей, в нем особая, духовно насыщенная атмосфера, способствующая восприятию Слова Божиего.

Но вместе с тем эти соборы – национальное достояние России, которое необходимо бережно сохранять, реставрировать и демонстрировать туристам, всем гражданам нашей страны, независимо от их конфессиональной принадлежности. Мировая практика показала, что наиболее эффективно это делать в том случае, когда храм музеефицирован и о нем заботятся опытные хранители и реставраторы.

В храмах-памятниках нашего музейного комплекса нет и не может быть препятствий для проведения и богослужений, и экскурсий. Взаимопонимание между церковью и музеем должно строиться и базироваться на правовой основе. Работникам музея следует уважительно относиться к православным святыням при подготовке новых экскурсий и экспозиций, прихожанам – помнить о необходимости сохранения уникального убранства храма-памятника.

Руководствуясь этим, наш музей заключил с Санкт-Петербургской епархией договор о совместной деятельности.

В сборнике представлены материалы конференции, которые носят дискуссионный характер, будут полезными для всех работников музеев и помогут им сохранять для потомков удивительные храмы-памятники.

Н. В. Нагорский,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

СОДЕРЖАНИЕ  
Нагорский Н. В.
Церковь и музей
Протоиерей
Иоанн Малинин
Церковный приход в храме-памятнике
Бартова-Грозовская Т. Г.
Библейские мотивы в творчестве А.П.Рябушкина
Бондарчук В. Г.
Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий
Догадаева Е. В.
История библиотеки Исаакиевского Кафедрального собора
и Антирелигиозного музея
Званцев П. М.
Святыни Сампсониевского собора, посвященные Полтавской победе
Зеленченко В. А.
Научная реставрация убранства храма Воскресения Христова
(Спаса на крови)
Квятковский А. В.
Управление, содержание и заведование Исаакиевским Кафедральным собором.
1858 – 1918
Климова С. О.
Опыт методической работы в музее-памятнике «Спас на крови»
Коршунова Н. Г.
Плафон «Вознесение Христа» в церкви Воскресения Христова
Большого Царскосельского дворца
Минин А. С.
Мультимедийные технологии в храме-памятнике
Михайлова Н. В.
Обзорная экскурсия в музее-памятнике «Исаакиевский собор»
Мишура О. О.
Музеефикация памятников архитектуры
Мокина Т. М.
Надгробные плиты Сампсониевского кладбища
Окунев  С. Н.
Деревянная модель Исаакиевского собора
Оснос О. А.
Музей как средство социализации детей младшего школьного возраста
Пудова В. А.
Мозаичные образа по оригиналам А.Е.Бейдемана в Исаакиевском соборе
Репина Е. Л.
Постоянная экспозиция в музее-памятнике «Сампсониевский собор»
Сидоров Н. В.
Правовые отношения между музеем и Церковью
в государственном учреждении культуры
Ушкова Ю. С.
Храм и музей: диалог или противостояние?
Филиппова Э. А.
Музей-храм (некоторые аспекты взаимодействия)
Фролов В. А.
К проблеме создания музея мозаики в Санкт-Петербурге
Хитарова И. Ю.
Настоятели храма Воскресения Христова (Спаса на крови)
Чернышева Е. К.
Система менеджмента качества в деятельности современного музея
Шулятева С. А.
Художественная ценность алтарей Исаакиевского собора