Исаакиевский собор – последний памятник классицизма в России и Европе
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Исаакиевский собор, известный и величественный храм-памятник архитектуры позднего классицизма, принадлежит к числу выдающихся, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма — архитектурного стиля, господствовавшего в России начиная со второй половины XVIII до начала XIX века.
Очередной выпуск сборника научных статей «Кафедра» XXIII посвящен актуальной теме — изучению и осмыслению исторической и художественной ценности этого крупнейшего купольного сооружения России и Европы.
Исаакиевский собор — высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства. Его архитектура находится в непосредственной художественной связи с живописью и скульптурой.
Опубликованные в сборнике «Кафедра» исследования поднимают широкий спектр вопросов, таких как диалог историзма и классицизма, традиции русской и западноевропейской архитектуры, а также особенности скульптуры, декоративного решения.
Помимо специалистов ГМП «Исаакиевский собор» в сборнике приняли участие сотрудники СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина, Государственного Русского музея, СПбГУ, СПбГУПС императора Александра I, Культурно-исторического центра «Светоч», Университета Пьера и Марии Кюри (Париж, Франция).
ГМП «Исаакиевский собор» всегда рад видеть на конференциях и страницах наших изданий коллег, для которых поднимаемые проблемы и решаемые научные вопросы представляют настоящий интерес.
Ю. В. Мудров,
директор ГМП «Исаакиевский собор»,
почетный член Российской академии художеств
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Аксенова С. С. | Специфика орнамента русского ампира в лепном декоре жилых и храмовых интерьеров первой половины XIX века на примере внутреннего убранства Казанского собора, Елагиноостровского и Михайловского дворцов, Исаакиевского собора | |
Арутюнян Ю. И. | Диалог классицизма и историзма в монументальных работах Козрое Дузи | |
Арютина Н. А. | Самсон Суханов и Огюст Монферран | |
Боровская Е. А. | Архитектор Е. А. Сабанеев (1847–1919), инспектор Исаакиевского собора | |
Булах А. Г. Туре Ж. |
Шокшинский кварцит в Исаакиевском соборе и в Доме Инвалидов (Париж). Сплетение имён О. Монферрана, Л. Висконти и Николая II | |
Голованова А. В. | Атрибуция мраморных пьедесталов Исаакиевского собора | |
Домрачев В. М. Окунев С. Н. |
Проблемы реставрации малахитовых и лазуритовых колонн Исаакиевского собора | |
Кривдина О. А. | Скульптурные работы И. П. Витали для Исаакиевского собора. Хронология и факты по архивным материалам | |
Кузьмина И. Б. | Классические архитектурные формы: закономерности и традиции | |
Новикова О. В. | Доменико Адамини – архитектор по практической части при строении Исаакиевского собора | |
Павлов В. Е. | Пётр Михайлович Волконский: жизнь и судьба | |
Позняк Т. В. | Камень как строительный материал в истории Исаакиевских церквей | |
Половинкина А. В. | Знаменитые прихожане Исаакиевского собора (1858–1917 гг.) | |
Саблин И. Д. | Исаакиевский собор и традиции крестово-купольного зодчества | |
Столбова В. П. | О гранитных ломках Самсона Суханова | |
Толмачева Н. Ю. | Исаакиевский собор и традиция русской архитектуры | |
Щедрова О. В. | Некоторые особенности скульптуры эпохи классицизма в России на примере творчества Ф. Г. Гордеева |