Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции

«Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции» – тема III международной научно-практической конференции, проведенной 25–26 октября 2017 года Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры и Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. Конференция была посвящена 175-летию Альфреда Александровича Парланда.

В материале научных статей, представленных в XX выпуске сборника «Кафедра», отмечено многообразие тем, связанных с сохранением памятников культурного наследия в XXI веке.  Концепции и модели сохранения и реставрации памятников культуры, музеефикация дворцово-парковых комплексов как способ сохранения презентации культурного  наследия, дворцовые и парковые ансамбли как объект искусствоведческого исследования и реставрации.

Актуальными вопросами современной музейной жизни по-прежнему остаются этические и практические вопросы организации процесса подготовки профессиональных кадров в сфере реставрации и охраны объектов культурного наследия.

Редакционная коллегия:
Ю. В. Мудров (председатель, главный редактор), архимандрит Александр (Федоров), М. А. Ариарский, Е. Я. Кальницкая, А. В. Квятковский, Е. И. Малявина, Б. Д. Подольский, Э. А. Филиппова.

 

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургский институт культуры и Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств провели III Международную научно-практическую конференцию «Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции». Конференция была посвящена 175-летию выдающегося архитектора, автора храма-памятника Воскресения Христова (Спаса на крови) Альфреду Парланду.

Посвящение конференции юбилею архитектора не случайно. Альфред Парланд создал замечательный памятник культового зодчества, который можно причислить к шедеврам мирового искусства и архитектуры. Именно в нём как нельзя более ярко и мощно высветились и собственно творческие индивидуальные черты зодчего, и неповторимое национальное своеобразие сооружения.

Важно и то, что храм-памятник Воскресения Христова в полной мере прошёл путь славы и блеска, разрушительного воздействия времени и злых «умыслов», политических катаклизмов. Но результатом, в конце концов, стало возрождение храма, пришедшее вместе с духовным возрождением страны.

Участники конференции обсудили теоретические, практические и этические вопросы экспертизы, реставрации и сохранения объектов культурного наследия, а также проблемы образования в сфере реставрационной деятельности. Прозвучали доклады и сообщения исторического и искусствоведческого характера. Все эти сообщения подвели, на наш взгляд, к мысли о многомерности, глубине и величии культурного и духовного наследия, доставшегося нам и которое мы обязаны сохранить.

Этому, я надеюсь, и послужила III Международная конференция, собравшая крупных специалистов и начинающих исследователей России и Франции.

Ю. В. Мудров,
директор ГМП «Исаакиевский собор»,
почетный член Российской академии художеств

СОДЕРЖАНИЕ    

Арутюнян Ю. И.

  Реставрация средневековой скульптуры в XIX веке: теория и практика

Белоножкин А. Е.

  Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств: современное церковное искусство в историческом интерьере

Боровская Е. А.

  Русская церковь во Флоренции: история, архитектура и современная реставрация

Гийма Летисия

  Новый взгляд на запрестольные украшения: сохранить историю

Голованова А. В.

  К проблеме воссоздания сени храма Воскресения Христова: авторский замысел или историческое исполнение

Доминов М. Ш.

  К вопросу о реставрации икон главного иконостаса Сампсониевского собора

Квятковский А. В.
Филиппова Э. А.

  К вопросу о полкрвых храмах Царского Села. Церковь св. мученика Иулиана Тарсийского

Мале Алан

  Проекты реставрации колокольни Шартрского собора

Махлина С. Т.

  Историческая динамика восприятия памятников искусства

Монастырев М. М.

  Особенности мер государственной охраны в отношении выявленных и включенных в реестр объектов культурного наследия

Москвина И. К.

  Альфред Парланд и ценности мировой и отечественной культуры

Обер Пьер

  Литургия, совершаемая в соборе, увековечивает смысл и сохраняет дух места

Одбер Марк

  Угрожает ли техническое вмешательство сакральному характеру памятника

Панайотов Г. Х.

  Храм-памятник Александру Невскому в Софии. Иконописное убранство

Петров П. В.

  Крестовоздвиженская церковь в Новом Петергофе

Свиридова Л. О.

  Язык древнерусской иконописи: проблема сохранения

Толмачева Н. Ю.

  Альфред Александрович Парланд –создатель Спаса на крови (храма Воскресения Христова)

Шумилова Х. В.
Щедрова О. В.

  Скульптурные группы «Геракл и Антей» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у портика Горного института: история бытования, исследования, реставрация

Щедрин П. Г.

  Реставраторы Исаакиевского собора: Юрий Павлович Спегальский (1909–1969), архитектор и верхолаз