Каменное убранство Северной столицы
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Перед вами сборник научных трудов «Кафедра». Он посвящен камню – удивительному по красоте материалу, который сама природа создала для того, чтобы многие века мы могли восхищаться этим чудом.
Красивый камень настраивал человека на творчество, заставлял взглянуть на него внимательнее, проникнуть и разгадать его тайну. Декоративность одних и прочность других определили основные пути его использования, и камень нашел широкое и достойное место в строительстве, архитектуре, скульптуре, ювелирном деле, декоративном искусстве.
Необозрим и сказочно интересен мир камня, и не случайно в убранстве Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов мира, для придания ему имперского блеска был использован этот материал.
Еще в XIX веке, отмечая красоту Северной столицы, французский писатель, журналист и страстный любитель путешествий Теофиль Готье писал: «... произведения из камня, перед которыми ничтожно всесокрушающее влияние времени, пребудут в веках как памятники культуры и искусства и как магическое зеркало, в полированной глади которого отражается движение времени».
Наряду с современными научными изысканиями, посвященными камню, в рубрике «Ех Libris. Из библиотеки ГМП «Исаакиевский собор» мы публикуем исторический материал, также рассказывающий о «символе вечности, величия и красоты природы».
Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
| СОДЕРЖАНИЕ | |
| Буров Н. В. | Западная туристическая хорда | 
| 
			 Арутюнян Ю. И. 
			 | 
			Эстетика «дикого камня» в архитектуре Санкт-Петербурга | 
| 
			 Будрина Л. А. 
			 | 
			Французские рельефные мозаики: цветной камень в мебели середины XIX века | 
| 
			 Булах А. Г. 
			 | 
			Декоративный камень в архитектуреСанкт-Петербурга – история, эталоны и карта мест добычи | 
| Булах А. Г., Селонен О.  | 
			
			 Загадка выбора камня архитекторами Д.Кваренги, Ж.Ф.Томоном и К.Росси и где искать его для реставрационных замен? 
			 | 
		
| 
			 Валендовский Х. 
			 | 
			Келецкий мраморв архитектуре Санкт-Петербурга | 
| 
			 Гавриленко В. В. 
			 | 
			Природный камень в образе города | 
| 
			 Голованова А. В. 
			 | 
			Лазуритовые колонны Исаакиевского собора | 
| 
			 Догадаева Е. В., 
			Логунова М. Н., Попова Е. Е.  | 
			Три предмета Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» из поделочного камня | 
| 
			 Ешакина А. А., 
			Радзюкевич А. В. 
			 | 
			Метрологические особенности кирпичного фасада доходного дома Штрауса(арх. В.А. Шретер, И.С. Китнер) | 
| 
			 Золотарев А. А., 
			Савченок А. И., 
			Крыза Р. 
			 | 
			Песчаник в архитектуре Санкт-Петербурга: экспедиционное обследование исторических разработок и лабораторные исследования | 
| 
			 Кирилова О. В., 
			Молодцова М. А., 
			Фрумкина Е. В.  | 
			Камень как декоративный материал в четырех православных храмах Петербурга | 
| 
			 Квятковский А. В. 
			 | 
			«Время собирать камни… » | 
| 
			 Клепиков И. В., 
			Певцова К. О.  | 
			Природный камень в декоре каминов из Двусветного зала Большого Эрмитажа | 
| 
			 Матвеева О. О. 
			 | 
			Камень в храме Воскресения Христова | 
| 
			 Окунев С. Н. 
			 | 
			Символическое значение мозаик пола Исаакиевского собора | 
| 
			 Ольховая Е. А. 
			 | 
			Природный каменьв истории и архитектуре Выборга | 
| 
			 Панова Е. Г., 
			Власов Д. Ю., Лоудес Х., Алампиева Е. В., 
			Власов А. Д., Зеленская М. С., 
			Ольховая Е. А., Попова Т. А. 
			 | 
			Разрушение камня в условиях городской среды | 
| 
			 Радзюкевич А. В. 
			 | 
			К вопросу об изучении пропорций и размеров Исаакиевского собора Монферрана | 
| 
			 Репина Е. Л. 
			 | 
			Гранитное оформление невских берегов | 
| 
			 Салтыков Б. А. 
			 | 
			Отголоски Петербурга и другие веянияв архитектуре Гельсингфорса | 
| 
			 Спиридонов А. В., 
			Сюхина Д. Ю., Цибульский А. А. 
			 | 
			Камень Приладожья в архитектуре Петербурга: взгляд будущих реставраторов | 
| 
			 Степанова А. В. 
			 | 
			Мозаика Исаакиеского собора и храма Воскресения Христова (Спаса на крови) | 
| 
			 Тутакова А. Я. 
			 | 
			Природный камень карельского перешейкав современной архитектуре Санкт-Петербурга | 
| 
			 Филиппова Э. А. 
			 | 
			Шокшинский порфир | 
| 
			 Харьюзов Л. С., 
			Савченок А. И. 
			 | 
			Некоторые проблемы реставрации природно-облицовочного камня на примере памятников архитектуры Санкт-Петербурга | 
| 
			 Хайретдинова М. Е. 
			 | 
			Уральский мрамор в интерьере Воскресенского Смольного собора | 
| 
			 Чернышева Е. К. 
			 | 
			Камень для строительства Исаакиевского собора ихрама Воскресения Христова(по материалам изданий XVIII-XX вв.) | 
| «EX LIBRIS» | |
| Из библиотеки ГМП «Исаакиевский собор» | |
| Монферран О. | 
			 Свѣденiе о добыванiи 36-ти гранитныхъколоннъ, назначенныхъ для портиковъ Исаакiевскаго собора въ САНКТПЕТЕРБУРГѢ, представленное Комиссïи, утвержденной для окончательной перестройки сегожСобора, ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Архитекторомъ и Королевско-Французскагопочетнаго Легiона АвгустомъМонфераномъ 
			 | 
		
| Федоров Н. Ф. | 
			 Рускольскiя мраморныя ломки 
			 | 
		
| Хайкина Л. В. | 
			 Храм Воскресения Христа (Спас на крови). Три креста главного иконостаса 
			 | 
		
| Научные исследования | |
| Павленкова И. М., Петропавловская С. В.  | 
			
			 Социокультурные аспекты сервиса музейных услуг Северной столицы (на примере СПб ГБУК«ГМП «Исаакиевский собор») 
			 | 
		
| Хвостова Г. А. | 
			 Скульптор А.И. Теребенев в Летнем саду. Новые сведения из истории реставрации мраморной скульптуры 
			 |